Трудовая деятельность
1. Труд – планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что даёт природа, в предметы потребления.
2. Средства труда – различные технические устройства, необходимые для производства, энергетические и транспортные линии и другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс.
3. Предмет труда – то, на что воздействуют средства труда.
4. Профессионализм – хорошее владение своей профессией.
5. Квалификация – степень готовности к какому – нибудь виду труда.
6. Технологическая дисциплина – строгое выполнение технологических норм.
7. Договорная дисциплина – строгое следование условиям договора.
8. Условия труда – отражение степени опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека.
9. Культура труда – совершенствование трудовой среды; культура взаимоотношений между участниками труда, создание благоприятного нравственно – психологического климата в трудовом коллективе.
|
|
10. Человеческий фактор – наиболее широкое обозначение всей совокупности свойств работника (квалификации, мотивов поведения, интересов, сознания, культуры).
11. Социальное партнёрство – система взаимоотношений между слоями, классами, органами государственной власти, основанная на равноправном сотрудничестве.
Политическая деятельность
1. Политическая деятельность – деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти.
2. Политика – это разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, с руководством ими или воздействием на это руководство.
3. Властная деятельность – деятельность по выработке и принятию властных решений и их проведению в жизнь.
4. Субъекты политики – большие социальные общности (социальные группы, классы, политические элиты), личности (выдающиеся личности, политические лидеры), политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения).
5. Правящая элита – немногочисленная группа лиц, концентрирующая в своих руках власть и экономику.
6. Властвование – вид политической деятельности.
7. Легитимность – законность.
8. Традиционный тип легитимности – законность, существующая благодаря привычке повиноваться власти, опирающаяся не столько на закон, сколько на традиции, обычаи, веру в священность издавна существующих порядков и властей.
|
|
9. Харизматический тип легитимности – законность, связанная с необыкновенными личными качествами властителя. Такой тип опирается не на привычное поведение, не на закон, а на эмоционально окрашенное преклонение перед действительными или воображаемыми качествами вождя.
10. Рационально – легальный тип легитимности – признание власти, возникшей по установленным правилам и соответствующей закону. Такой тип связан не с выдающимися личностями, не с привычками людей, а с чётким соблюдением формально – правовых норм, регламентирующих властную деятельность.
Право
- Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное либо санкционированное государством, закреплённое в официальном документе и охраняемое государством.
- Структура правовой нормы - гипотеза, диспозиция, санкция.
- Источник права – это способ закрепления правовых норм, откуда люди узнают об их содержании.
- Формы (источники) права – правовой обычай, судебный прецедент, нормативно – правовой акт, естественное право.
- Виды нормативно – правовых актов – законы (конституция, общефедеральные законы – федеральные конституционные законы и федеральные законы); подзаконные акты (указы и распоряжения Президента РФ, Правительство РФ, министерства, президенты республик, губернаторы, мэры).
- Система права – система общественных отношений совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и не противоречащих друг другу частей – норм, отраслей. Институтов.
- Структура системы права – отрасль права, подотрасль, институты.
- Нормы отраслей материального права закрепляют права и обязанности субъектов права в определенной сфере правовой регуляции общественных отношений (конституционное право, трудовое, уголовное и т.д)
- Нормы отраслей процессуального права закрепляет порядок осуществления и защиты тех прав, которые предусмотрены нормами материального права (гражданско –процессуальное, уголовно- процессуальное и т.д.)
- Публичное право защищает интересы государства (конституционное право, уголовное, административное).
- Частное право – имущественные интересы отдельных лиц (гражданское, семейное, торговое)
- Методы правового регулирования: императивный метод – способ правовой регуляции, при котором субъекту права предоставляется лишь один, строго определенный вариант поведения; диспозитивный метод – это способ правового регулирования, при котором не устанавливаются запреты или властные предписания.
Деятельность – это форма активности человека, направленная на изменение окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя.
1. Характер проявления деятельности (сознательный, орудийный, продуктивный, преобразующий, общественный) лекция
2. Понятие субъект и объект деятельности. Примеры. (лекция)
Субъект - - тот, кто осуществляет деятельность. Объект – это то, на что она направлена.
3. Структура деятельности (цепочка) – мотив-----цель-----действия-----средства---результат- (лекция). Примеры.
4. Понятие потребности. Виды потребностей (биологические, социальные,
идеальные -(познавать окружающий мир в целом, осознавать своё место в нём, смысл и предназначение своего существования)
5. Виды потребностей по Маслоу:
А) физиологические - пища, одежда, дыхание, отдых, воспроизводство рода);
Б ) экзистенциальные (существование) – безопасность своего существования, комфорт, уверенность в завтрашнем дне, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, постоянстве условий жизнедеятельности);
В) социальные (социальные связи, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими);
Г) престижные (в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте);
|
|
Д) духовные (в самоактуализации, самовыражении).
6. Виды деятельности.
А) игровая;
Б) учебная;
В) трудовая;
Г) творческая – деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Воображение, фантазия.
7. Виды деятельности:
А) Практическая деятельность: 1)материально – производственная (преобразование природы); 2) социально – преобразовательная (преобразование общества).
Б) Духовная деятельность: 1) познавательная деятельность; 2) ценностно – ориентировочная (положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения); 3) прогностическая (планирование или предвидение возможных изменений действительности).
Способности – индивидуально – психологические особенности личности, условия выполнения успешной деятельности
Уровни развития способностей: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность
Человек -это субъект общественно – исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.
Индивид – представитель общности (представитель человеческого рода).
Индивидуальность – неповторимость, самобытность, богатство внутреннего мира, черты, свойственные только определенному человеку.
Личность – результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.
Реформа – (преобразовывать) – усовершенствование в какой – либо сфере общественной жизни, не уничтожающее фундаментальных основ общества
Революция (поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя
Инновация – рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
Модернизация (современный) – переход от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным
|
|
Прогресс – (движение вперед) – направление развития, для которого характерны переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному и передовому.
Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях может привести к потерям в других.
Регресс – (обратное движение). Это такой тип развития, для которого характерны переход от высшего к низшему, попятное движение; деградация общества или отдельных его сторон;
Стагнация – задержка в развитии общества вперед и даже временная остановка
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.
· Чувственное познание – это ощущения, возникающие под воздействием на органы чувств (осязание, обоняние, зрение, слух, вкус).
Формы чувственного познания:
- Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
- Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
- Представление – целостный образ предмета, сохраняемый в нашем сознании.
· Рациональное познание - способность мыслить
Формы рационального познания:
- Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.
- Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что – либо о предмете, процессе, явлении.
- Умозаключение – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
Истина – достоверное, правильное знание
Виды:
- Абсолютная истина – это достоверное знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
- Относительная истина – это неполное знание, которое со временем может быть опровергнуто.
- Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Противоположности истины:
Заблуждение – это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.
Ложь – это сознательное искажение образа объекта
Критерием истины является практика
1. Миф – повествование об окружающем мире.
2. Опыт повседневной жизни.
3. Народная мудрость – сумма правил поведения для разных случаев из жизненных ситуаций.
4. Здравый смысл – это стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающий мир и самого себя на основе опыта и морали.
5. Паранаука – это туманные и загадочные сведения, понять которые сложно.
6. Искусство
Уровни научного познания:
1. Эмпирический (наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент).
Теоретический (гипотеза, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация