1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.
2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.
3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человеку.
4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.
5. Мой идеал рабочей обстановки – тихая комната с рабочим столом.
6. Люди говорят, что мне нравится делать все своим, оригинальным способом.
7. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет.
8. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.
9. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.
10. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.
11. Большинство моих друзей – люди, интересы которых имеют много общего с моей профессией.
12. Я подолгу анализирую свое поведение.
13. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.
14. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.
15. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине.
16. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.
17. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.
18. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.
19. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей.
20. Я не могу быть равнодушным к проблемам других.
21. Худшее наказание для меня – быть закрытым в одиночестве.
22. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.
23. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу.
24. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.
25. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.
26. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.
27. Наука – это то, что больше всего интересует меня в жизни.
28. Окружающие считают мою семью интеллигентной.
29. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.
30. Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, чем рассказывать ученикам что-нибудь по предмету.
31. Основная задача учителя – передать ученику знания по предмету.
32. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики.
33. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.
34. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью.
35. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации.
36. Моя любезность часто не нравится другим людям.
37. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.
38. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям.
39. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я в первую очередь набрал бы книг по моему предмету.
40. Я проявляю большой интерес к судьбе других.
БЛАНК ОТВЕТОВ
+ 1 - | - 2 + | - 3 + | - 4 + |
+ 5 – | - 6 + | - 7 + | - 8 + |
+ 9 - | - 10 + | - 11 + | - 12 + |
+ 13 - | - 14 + | - 15 + | - 16 + |
- 17 + | + 18 - | - 19 + | - 20 + |
- 21 + | + 22 - | - 23 + | + 24 - |
- 25 + | + 26 - | - 27 + | - 28 + |
- 29 + | - 30 + | - 31 + | - 32 + |
- 33 + | - 34 + | - 35 + | - 36 + |
- 37 + | - 38 + | - 39 + | - 40 + |
Обработка результатов. Типы педагогической направленности учителя:
1) направленность на коммуникацию, общение – «Коммуникатор»
2) направленность на организационные моменты – «Организатор»
3) направленность на преподаваемый предмет – «Предметник»
4) направленность на просветительство, высокий интеллект, духовные ценности – «Интеллигент»
В указанном порядке в верхние клеточки каждого столбика вписываются сокращенные названия типов педагогической направленности (Ком, Орг, Пр, Инт). Далее подсчитывается общее количество обведенных кружком знаков «+» и «-» справа от цифр первого столбика и записываются в нижнюю свободную клеточку. Аналогично производится подсчет в каждом столбике. Полученные суммарные показатели характеризуют степень выраженности того или иного типа педагогической направленности. При этом большее значение показателя соответствует более яркой выраженности у педагога данного типа. Суммарная оценка по каждому типу не может превышать 10 единиц. Зона нормы находится в пределах 3-7 единиц.
Интерпретация результатов. Выраженность одного типа педагогической направленности является показателем мононаправленности личности учителя, а нескольких типов – полинаправленности. Каждый из типов педагогической направленности можно считать недостаточно развитым, если характеризующий его суммарный показатель находится в зоне ниже средних значений (ниже 3-х баллов) и, напротив, ярко выраженными – при характеризующем его суммарном показателе, находящемся в зоне выше средних значений – выше 7 баллов. Эти типы педагогической направленности могут проявлять себя в педагогической деятельности, соответственно, в гипо- и гиперактивных формах; в последнем случае возможно их негативное влияние на поведение учителя не только в профессиональной сфере, но и за ее пределами: в сфере быта, в семейных отношениях и т.д. (явление так называемого «профессионального шлейфа»).
«Диагностика социально-психологической адаптации»
(К. Роджерс, Р. Даймонд)
Цель: диагностика социально-психологической адаптации учителя.
Инструкция: «Прочитав (прослушав) очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:
«0» – это ко мне совершенно не относится;
«1» – мне это не свойственно в большинстве случаев;
«2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
«3» – не решаюсь отнести это к себе;
«4» – это похоже на меня, но нет уверенности;
«5» – это на меня похоже;
«6» – это точно про меня.
Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.