«Педагогическое искусство и педагогическое мастерство» (4 часа)
Цель – раскрыть специфику педагогического мастерства и личностных требований к педагогу-воспитателю.
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности педагогической деятельности.
2. Понятие педагогического мастерства и его компоненты.
3. Мастерство учителя в управлении собой, основы техники саморегуляции
4. Особенности восприятия личности учителя учениками. Понятие культуры внешнего вида учителя. Способы организации внешнего вида учителя.
5. Внимание и наблюдательность в педагогической деятельности.
6. Культура речи учителя.
7. Педагогическое общение. Стили профессионально-педагогического общения.
8. Педагогический такт. Конфликты и способы их разрешения.
Рекомендуемая литература:
1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - М.: ПРО, 2008.
2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык, 2006.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2000
4. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2008.
|
|
5. Педагогика: Учебное пособие для студентов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М., 2000.
6. Подласый И.П. Педагогика. – М.. 2008.
7. Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика. – Спб.: Питер, 2007. – 432 с.
8. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2007.
Задания:
1. Подготовьте проект на тему: «Образ педагога-мастера».
2. Приведите примеры из личного опыта (педагогического, житейского), которые показывают важность умения управлять собой.
3. Ответьте на вопросы
· Зачем педагогу умение владеть собой? (Мысли А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского по этому поводу).
· Каковы способы саморегуляции самочувствия учителя?
· Роль аутогенной тренировки в деятельности, её сущность.
· Техника выполнения упражнений на релаксацию, самовнушение.
4. Ответьте на вопросы:
· Особенности восприятия личности учителя учениками. Понятие культуры внешнего вида учителя.
· А.С. Макаренко о педагогической роли внешнего вида учителя и требованиях к нему.
· Характеристика компонентов внешнего облика учителя, влияющих на восприятие его личности учениками (осанка, походка, поза, жесты, одежда).
· Способы организации внешнего вида учителя
5. Назовите приёмы и средства привлечения внимания (к себе, к доске, к тексту, к содержанию материала) и развития внимания и наблюдательности.
6. Каковы требования к культуре речи учителя?
7. Дайте сравнительную характеристику общению и педагогическому общению.
8. Стили профессионально-педагогического общения и модели поведения в общении. Их характеристики и влияние на результаты педагогического взаимодействия.
|
|
9. Педагогический такт и его особенности.
10. Беседа по вопросам:
· сущность конфликта и конфликтные ситуации;
· стадии развития конфликта.
11. Просмотр и обсуждение фрагментов фильмов, в которых отобраны конфликтные ситуации в воспитательно-образовательном процессе, по вопросам:
· причина возникновения конфликтной ситуации;
· позиции участников;
· как был (если это дано в фильме) решен конфликт, было ли это решение оптимальным, к каким последствиям привело;
· как Вы повели бы себя в подобной ситуации.
Вопросы для самоконтроля
Составьте свою программу педагогического самосовершенствования и самообразования.