Приложение
Содержательные линии школьного предмета
«Информатика и информационные технологии» [2]
Содержательные линиипредмета «Информатика и информационные технологии» в средних общеобразовательных учреждениях: «Моделирование и формализация», «Алгоритмизация и программирование», «Исполнитель», «Компьютер как средство автоматизированной обработки информации», «Информация и информационные процессы», «Информационные технологии», «Автоматизированные информационные системы», «Информационные ресурсы общества», «Системы и системный подход», «Информационные основы управления», «Системы искусственного интеллекта», «Социальная информатика».
Наполнение основных содержательных линий непрерывного курса информатики на разных ступенях обучения
Линия «Моделирование и формализация»
1[3] | ||
Н[4] | Модель как упрощенное подобие реального объекта. Модели в окружающей жизни. Их назначение и области применения. Модель как заменитель объекта в процессе познания, общения, практической деятельности. Виды моделей: натурные и информационные. Схемы, таблицы, графики, диаграммы как формы моделирования. Правила построения схем, таблиц, графов. | Сравнение, сопоставление разных моделей одного объекта. Исследование моделей с точки зрения их назначения. Получение информации из таблиц, диаграмм, графов, схем. |
Н | Информационные модели. Их виды и отличительные особенности. Формы представления информационных моделей. Описательные, наглядные и смешанные информационные модели. Этапы моделирования. Формализация как важный этап моделирования. Принцип «черного ящика» в моделировании. | Формальное выполнение действий в соответствии с инструкцией. Выдвижение гипотез об устройстве «черного ящика». Компьютерный эксперимент как средство проверки гипотез. |
Б | Объект, задача, модель. Модель объекта, модель решения. Построение модели как важный элемент информационной технологии решения задачи. | Выделение в исследуемой ситуации объекта, субъекта моделирования, модели. Анализ свойств модели и выделение среди них существенных с точки зрения целей моделирования. |
Б | Моделирование в познании, общении и практической деятельности. Учебные модели, их особенность и формы представления. Их назначение и области применения. Адекватность модели объекту и целям моделирования. | Исследование учебных моделей. Определение их вида, назначения, принципов построения, степени подобия объекту моделирования. |
Б | Этапы построения информационных моделей. Формализация как важный этап построения модели. | Формализация информации разного вида. Структурирование данных и знаний при решении задач. |
Б | Основные приемы моделирования внешнего вида, структуры, поведения объекта. Статические и динамические модели. | Знакомство с основными приемам моделирования. Исследование компьютерных моделей с точки зрения новой информации, которую они несут об объекте моделирования. |
Б | Формализация текстовой информации. | Знакомство с приемами формализации текстов, правилами заполнения формуляров, бланков и т.д. Составление деловых бумаг по заданной форме. |
Б | Основные свойства формул. Правила построения и интерпретации формул. Математическое моделирование и его особенности. | Знакомство с правилами интерпретации различных формул. Выявление особенностей математического моделирования. |
Б | Схемы, таблицы, графики как формы моделирования. Правила построения схем, таблиц, графов. | Построение и интерпретация таблиц, диаграмм, графов, схем, блок-схем алгоритмов. |
Б | Блок-схемы, алгоритмы и программы как формы моделирования процесса решения задачи формальным исполнителем. | Анализ разных способов записи алгоритмов с позиции того, что они информационные модели. Определение того, что является объектом моделирования для математической модели, алгоритма, программы решения задачи. |
П | Вычислительный эксперимент как метод научного исследования. | Постановка вычислительных экспериментов при написании программ и работе с электронными таблицами, математическими пакетами. Сопоставление математических моделей задачи и их компьютерных аналогов. Анализ полученных результатов с точки зрения соответствия объекту и целям моделирования. |
П | Свойства моделей. Аспекты подобия: симметричность, рефлексивность, транзитивность, толерантность. Изоморфизм и гомоморфизм. | Определение свойств моделей. Построение моделей с заданными свойствами. Доказательство изоморфности нескольких моделей одного объекта. |
П | Качественные и количественные оценки моделей. Показатели и критерии оценки. | Выбор показателей и формирование критериев оценки. Оценка моделей. |