При наличии определяемого слова (существительного) и определения (прилагательного) и обычном порядке слов (прилагательное перед существительным) выделяется обычно определяемое слово:
«зимняя вьюга», «темная ночь», «симпатичный человек».
Когда в предложении использована инверсия (обратный порядок слов), выделяется определение:
«человек симпатичный, да малознающий».
Если понятие представляет собой существительное с определением, выраженным тоже существительным в родительном падеже (т.е. мы имеем так называемое «несогласованное определение»), то логическое ударение падает на определение:
«брат жены», «дом соседа», «книга сестры».
Логическим ударением обычно не выделяется местоимение. Только в случае противопоставления или при особой смысловой нагрузке делается исключение:
В наши вагоны
На нашем пути
Наши
грузим
дрова.
(В.В.Маяковский «Хорошо»)
При сочетании глагола с наречием ударение падает на наречие:
«Стало тихо»; «Вьюга бушевала непрерывно».
Однако, учитывая эти общие закономерности речи, нельзя соблюдать их механически. При определении важных по смыслу слов надо сначала выяснить их значимость по отношению ко всему тексту.
|
|
Не следует перегружать фразу большим количеством одинаковых по силе ударений, так как это делает речь однообразной, монотонной.
Передавая каждую фразу в логической связи с предыдущим текстом, продумывая перспективу развития мысли, мы заранее рассчитываем силу голоса и намечаем интонационный рисунок текста: видим, где нужно оставить «резерв» для усиления голоса, а где усилить его максимально.
Постоянные упражнения вырабатывают навыки грамотной передачи авторского текста, донесения до учащихся существа авторской мысли. Эта работа нужна будущему учителю так же, как упражнения по правописанию в школе.
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ.
Задания:
1). Обратившись к словарям, уточнить одержание следующих понятий:
Реплика, ремарка, текст и подтекст, речевое поведение, словесное действие, интенция.
2). Подготовить выразительное чтение явлений VII – VII 2-го акта комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», ориентируясь на их место в сюжете.
Цель работы: рассмотрение текста как «динамической единицы» речетворческого процесса.
Примерный план анализа