Лидерство и управление

Тема 12. Лидерство в управлении персоналом

Лидерство в управлении персоналом.

Лидерство и деловая активность; Основные определения и концепции лидерства; Психология лидерства; задачи в системе понятий лидерства; выбор стиля управления, формы власти. Суть современного подхода к стилю управления. Социальная группа как объект управления. Властные отношения. Лидерство и власть. Делегирование полномочий. Анализ индивидуальных стилей лидерства. Этические модели лидерства. Основные заповеди делового этикета. Основные функции морального авторитета.

Лидерство в управлении персоналом

Природу лидерства часто определяют в связи со способностью влиять на сотрудников, чтобы побудить их работать на цели организации.

В современном менеджменте лидерство невозможно без учёбы, высокого уровня знаний, компетентности. Его правильное понимание состоит прежде всего в том, чтобы действовать в соответствии с миссией организации, на её благо, для достижения её целей. Приоритеты зависят от ситуационных факторов.

Управление персоналом и лидерство не синонимичны, но способность быть лидером – ключевое условие, чтобы стать менеджером.

Лидерство и управление.

Управление организацией включает формальное лидерство и деловую активность.

Лидерство связано с той частью менеджмента или управления организацией, которая относится к области управления персоналом. Формирования его воли, стратегии, реализации намеченного и сохранения достигнутого.

Лидерство – это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей. Современный лидер обязательно стратег, но не исключается также и участие сотрудников в формулировке целей и принятии решений.

Деловая активность связана с той частью управления, где происходит решение задач планирования, организации системы управления, регулирования, управления ресурсами, технической подготовки производства.

Деловая активность – это процесс формирования целесообразных технологических и информационных связей в форме организационных структур (матричная организация, линейная структура и т.д.).

Деловая активность ориентирована на создание структуры организации, которая определяется стратегией, целями. Лидерство ориентировано на создание условий для достижения целей и сами цели.

Лидерство формируется в процессе взаимодействия людей при решении общих задач, является одной из форм межличностного взаимодействия и включает пять основных элементов: сам лидер, его последователи, ситуация и задача, которую решает группа взаимодействующих людей.

Лидером можно считать только того, кто занимал лидирующую позицию неоднократно и находился на ней долгое время.

Статус лидера должен определяться самой группой, а не навязываться извне. Извне приходит власть начальника, которую члены группы принимают под угрозой наказания за неповиновение.

Стиль управления отождествляется со стилем руководства, а последний со стилем лидерства.

Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, направленная на воздействие и побуждение подчинённых к достижению поставленной цели.

Выделяют три основных стиля руководства:

1. авторитарный;

2. либеральный;

3. демократический.

Таблица. Характеристика стилей руководства

Авторитарный Демократический Либеральный
Разделение полномочий
Все полномочия руководитель сосредоточивает в своих руках. Устанавливает жёсткий контроль Разделение власти, участие работников в управлении. Частичное делегирование своих полномочий Минимальное участие в управлении. Максимальная передача полномочий. Предпочтений отдаётся указаниям «сверху»с
Ответственность
Вся ответственность возложена на руководителя Ответственность частично может быть разделена с подчинёнными Руководитель стремиться уменьшить свою ответственность
Принятие решения
Руководитель принимает и отменяет решения единолично Руководитель советуется с подчинёнными Руководитель старается избегать принятия решения или перекладывает его на плечи других
Отношение к самостоятельности подчинённых
Руководитель навязывает подчинённым своё мнение Руководитель поощряет самостоятельность подчинённых Руководитель предоставляет подчинённым возможность полнейшей самостоятельности
Методы руководства
Приказания и волевое воздействие со стороны руководства Обращение к подчинённым за советами, убеждение, служит примером вежливости Просьбы, уговаривание, иногда запугивание подчинённых
Контроль
Руководитель вмешивается в дела подчинённых, критикует Руководитель отмечает успехи, ненавязчиво контролирует Руководитель контролирует от случая к случаю
Отношение к критике
Относится отрицательно, отторгает её Прислушивается, делает надлежащие выводы Выслушивает, но выводов не делает
Отношение к нововведениям
Положительно реагирует на свои нововведения Правильно их оценивает, поддерживает. Он новатор Избегает всего нового
Контакты с подчинёнными
Амбициозен, держит подчинённых на расстоянии Регулярно общается с ними, дает и получает информацию Испытывает трудности в общении
Оценка себя
Считает себя незаменимым, противопоставляет себя коллективу Не проявляет превосходства Занимает позицию зависимого, часто идёт на поводу
Продуктивность работы в отсутствие руководителя
Снижается Не хуже Даже лучше

Таким образом, выбранный стиль руководства является определённой тактикой, от которой во многом зависит результат профессиональной деятельности менеджера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: