Тема 12. Лидерство в управлении персоналом
Лидерство в управлении персоналом.
Лидерство и деловая активность; Основные определения и концепции лидерства; Психология лидерства; задачи в системе понятий лидерства; выбор стиля управления, формы власти. Суть современного подхода к стилю управления. Социальная группа как объект управления. Властные отношения. Лидерство и власть. Делегирование полномочий. Анализ индивидуальных стилей лидерства. Этические модели лидерства. Основные заповеди делового этикета. Основные функции морального авторитета.
Лидерство в управлении персоналом
Природу лидерства часто определяют в связи со способностью влиять на сотрудников, чтобы побудить их работать на цели организации.
В современном менеджменте лидерство невозможно без учёбы, высокого уровня знаний, компетентности. Его правильное понимание состоит прежде всего в том, чтобы действовать в соответствии с миссией организации, на её благо, для достижения её целей. Приоритеты зависят от ситуационных факторов.
Управление персоналом и лидерство не синонимичны, но способность быть лидером – ключевое условие, чтобы стать менеджером.
Лидерство и управление.
Управление организацией включает формальное лидерство и деловую активность.
Лидерство связано с той частью менеджмента или управления организацией, которая относится к области управления персоналом. Формирования его воли, стратегии, реализации намеченного и сохранения достигнутого.
Лидерство – это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей. Современный лидер обязательно стратег, но не исключается также и участие сотрудников в формулировке целей и принятии решений.
Деловая активность связана с той частью управления, где происходит решение задач планирования, организации системы управления, регулирования, управления ресурсами, технической подготовки производства.
Деловая активность – это процесс формирования целесообразных технологических и информационных связей в форме организационных структур (матричная организация, линейная структура и т.д.).
Деловая активность ориентирована на создание структуры организации, которая определяется стратегией, целями. Лидерство ориентировано на создание условий для достижения целей и сами цели.
Лидерство формируется в процессе взаимодействия людей при решении общих задач, является одной из форм межличностного взаимодействия и включает пять основных элементов: сам лидер, его последователи, ситуация и задача, которую решает группа взаимодействующих людей.
Лидером можно считать только того, кто занимал лидирующую позицию неоднократно и находился на ней долгое время.
Статус лидера должен определяться самой группой, а не навязываться извне. Извне приходит власть начальника, которую члены группы принимают под угрозой наказания за неповиновение.
Стиль управления отождествляется со стилем руководства, а последний со стилем лидерства.
Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, направленная на воздействие и побуждение подчинённых к достижению поставленной цели.
Выделяют три основных стиля руководства:
1. авторитарный;
2. либеральный;
3. демократический.
Таблица. Характеристика стилей руководства
Авторитарный | Демократический | Либеральный |
Разделение полномочий | ||
Все полномочия руководитель сосредоточивает в своих руках. Устанавливает жёсткий контроль | Разделение власти, участие работников в управлении. Частичное делегирование своих полномочий | Минимальное участие в управлении. Максимальная передача полномочий. Предпочтений отдаётся указаниям «сверху»с |
Ответственность | ||
Вся ответственность возложена на руководителя | Ответственность частично может быть разделена с подчинёнными | Руководитель стремиться уменьшить свою ответственность |
Принятие решения | ||
Руководитель принимает и отменяет решения единолично | Руководитель советуется с подчинёнными | Руководитель старается избегать принятия решения или перекладывает его на плечи других |
Отношение к самостоятельности подчинённых | ||
Руководитель навязывает подчинённым своё мнение | Руководитель поощряет самостоятельность подчинённых | Руководитель предоставляет подчинённым возможность полнейшей самостоятельности |
Методы руководства | ||
Приказания и волевое воздействие со стороны руководства | Обращение к подчинённым за советами, убеждение, служит примером вежливости | Просьбы, уговаривание, иногда запугивание подчинённых |
Контроль | ||
Руководитель вмешивается в дела подчинённых, критикует | Руководитель отмечает успехи, ненавязчиво контролирует | Руководитель контролирует от случая к случаю |
Отношение к критике | ||
Относится отрицательно, отторгает её | Прислушивается, делает надлежащие выводы | Выслушивает, но выводов не делает |
Отношение к нововведениям | ||
Положительно реагирует на свои нововведения | Правильно их оценивает, поддерживает. Он новатор | Избегает всего нового |
Контакты с подчинёнными | ||
Амбициозен, держит подчинённых на расстоянии | Регулярно общается с ними, дает и получает информацию | Испытывает трудности в общении |
Оценка себя | ||
Считает себя незаменимым, противопоставляет себя коллективу | Не проявляет превосходства | Занимает позицию зависимого, часто идёт на поводу |
Продуктивность работы в отсутствие руководителя | ||
Снижается | Не хуже | Даже лучше |
Таким образом, выбранный стиль руководства является определённой тактикой, от которой во многом зависит результат профессиональной деятельности менеджера.