В программу образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (со второй половины 6-го года жизни) включено следующее содержание: первичное знакомство с терминами «множество», «элемент», «часть множества», элементами графического изображения множеств и отношений, соответствия между элементами (круг, точка, стрелка, знаки “<”; “>”; “=”); продолжение формирования у детей умения выполнять такие мыслительные операции как синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация.
В качестве исходных позиций для реализации данного содержания принимается система взглядов на:
· математическое развитие как составляющую часть общего психического развития, включающую определенный уровень математических знаний, навыков и умений, уровень интеллектуальных умений и навыков, креативность, интерес к математике. Определение содержанием образовательной работы не только компонента элементарных математических представлений, но и развивающего компонента дает возможность осуществлять в процессе занятий математикой формирование целостной творческой личности;
|
|
· деятельностный подход как основополагающий при реализации образовательных задач; признание взглядов педагогов и психологов на игру как ведущий вид деятельности у детей от 3 до 7 лет. Деятельностный подход предполагает проведение образовательной работы не только в учебной деятельности (во время специально организованных занятий), но и во всех других видах деятельности (игровой, общении, познавательно-практической, элементарной трудовой, художественной). Приоритет игры в организации жизнедеятельности детей создает наиболее благоприятные условия для воспитания личностных качеств и индивидуальных проявлений ребенка.
· признание практико-ориентированной направленности математических знаний, навыков, умений дошкольников;
· принцип субъектности, который предполагает ориентацию на личность ребенка, постановку его в центр познаваемого мира, предоставление возможности самовыражения в разных видах деятельности, обеспечение реализации модели индивидуально-ориентированного развивающего образования дошкольников.
Алгоритмизация процесса воспитания и обучения здесь проявляется в поэтапном проведении образовательной работы.
На I этапе (I шаг алгоритма) ставится цель: формирование у ребенка мыслительных действий анализа, синтеза.
Решаются следующие задачи:
· учить определять существенные и несущественные свойства, признаки предметов и явлений;
· замечать количественное представительство предметов и явлений в окружающем мире.
Для решения поставленных задач детям предлагаются игры: «Кто внимательней», «Кто больше назовет», «Подумай – отгадай», «Много и один» и т.д., в процессе которых необходимо назвать (найти, угадать, увидеть и т.д.) предметы или явления, которые в окружающем мире представлены в единственном и множественном числе. Данные игры составляют первую серию игровых занятий.
|
|
Вторая серия представлена играми и игровыми упражнениями, которые предлагаются детям в определенной последовательности: на выделение различных свойств, признаков предметов, объектов, явлений; далее, как усложнение - на определение различий, сходства отдельных предметов, объектов, явлений, групп; и далее – закономерностей в свойствах, признаках.
Особое внимание должно уделяться введению в содержание игр выделения различных свойств, качеств, отличительных или сходных признаков самих детей, детей и взрослых (имена, фамилии, цвет глаз, возраст, цвет одежды, предметы одежды, любимые игрушки и т.п.). Это игры: «Во что одет твой товарищ», «Задумал - угадай», «Будь внимательным», «Что изменилось», «Найди отличия», «Что общего», «Какой, какая…», «Что спрятано?», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Собери цветок», «Засели дом» и т.д. Особая значимость данных игр определяется тем, что в рамках личностно-ориентированной парадигмы воспитания и обучения, гуманистической ее направленности вся работа должна вестись начиная с самого близкого и значимого для ребенка - себя самого, окружающих его людей (взрослых и детей), а затем переходить к миру окружающих предметов, объектов и явлений.
Данный этап является подготовительным для введения основных понятий.
II этап алгоритмизирован пошаговым введением основных понятий: множество, элемент множества, часть множества. Понятие “множество” вводится как замена слову “много”, следуя определенному алгоритму обучения:
1) Воспитатель задает вопросы: Кого у нас в группе много? Дети разные или одинаковые? Чем они не похожи? Чем похожи?
2) Педагог делает вывод: дети разные, но и Таня, и Коля, и Сережа, и … - дети. Задает вопрос: Почему мы их называем одним словом «дети»?
3) Затем воспитатель ставит аналогичные вопросы об окружающих детей предметах: Чего в группе много? (например: игрушек). Игрушки разные или одинаковые? Чем они не похожи? Чем похожи? Почему их можно назвать одним словом «игрушки»?
4) Вывод педагога: Игрушки разные. Их много, но мы их называем одним словом «игрушки», потому что ими можно играть.
5) Воспитатель объясняет, что в математике есть слово, которым можно заменить слово «много» - это слово «множество».
6) Воспитатель вновь возвращает ко множеству детей группы и предлагает детям заменить слово «много» на слово «множество», сказать так, как говорят математики: много детей – множество детей, много игрушек - множество игрушек, много растений - множество растений и т.п.
Упражнение детей в назывании множеств проводится через игру «Назови по-другому». Можно использовать различные ситуации: наблюдение явлений природы, рассматривание иллюстраций, обследование геометрических фигур, счет предметов, дежурство в уголке природы, в столовой и т.д. Таким образом, слово вводится в словарь, в обиход, становится привычным. Данный подход позволяет подвести сознание детей к тому, что словом «множество» можно обозначать любые группы предметов, если у них есть какое-то общее свойство, общий признак.
Следующее выражение, с которым следует познакомить детей - это «элемент множества». Введение данного выражения связано с процессом выделения единичного элемента из множества. Алгоритм обучения строится следующим образом:
1) Воспитатель задает вопрос: Кого в группе много? (Детей). Назовите это множество. Разные дети или одинаковые? Чем они не похожи? При назывании различных свойств, признаков, следует остановиться на том, что имена детей разные.
|
|
2) Воспитатель выбирает ребенка, имя которого не повторяется в группе детей. Например: Кристина. Задает вопрос: Сколько у нас детей с именем Кристина? Кристина одна во множестве детей. Мы можем сказать, так, как об этом говорится в математике: Кристина одна во множестве детей, значит она - элемент множества детей. В случае, когда имя повторяется дважды, трижды, можно обратить внимание на фамилию детей. В другой раз обращается внимание на цвет глаз или на особенность одежды, или на увлечение, или на любимую игрушку и т.п. В любом случае подчеркивается уникальность, единственность, неповторимость каждого ребенка в группе.
Затем воспитателю следует переходить к аналогичному анализу предметных множеств в группе.
Действие выделения элементов из множества и составления множества из элементов закрепляется в играх и игровых упражнениях «Угадай», «Магазин», «Покупки», «Сад и огород» и т.п.; детям можно задавать домашние задания (для выполнения самостоятельно или с родителями) типа «Найди дома какое-либо множество, назови его и нарисуй его элементы».
Выражение «часть множества» вводится посредством следующего алгоритма:
1) Воспитатель просит ответить на вопросы: Кого в группе много? Назовите это множество. Разные дети или одинаковые? Чем дети не похожи друг на друга? Чем похожи?
2) Затем задает следующее задание: каждому надо придумать способ разделить множество детей на две части и объяснить почему надо разделить именно так. Детям дается минута на обдумывание, а затем выслушивается первый способ. Например: мальчики и девочки.
3) Воспитатель предлагает девочкам встать в красный круг, а мальчикам - в синий. Это необходимо, так как наглядно демонстрируется разделение множества и дети подводятся к обозначению в дальнейшем множества через круг.
4) Воспитатель задает следующие вопросы: На сколько частей разделили множество детей? Назовите первую часть. Назовите вторую часть. Сколько элементов в первой части? Сколько во второй? В какой больше? В какой меньше? Как это проверить? (встать парами, протянуть ленты друг другу, пересчитать, провести по полу мелом линии и др.).
|
|
5) Далее выслушивается следующий способ разделения множества детей на 2 части (например, дети с красными флажками и дети с синими флажками; с бантиками и без бантов; в сандаликах - и не в сандаликах и т.п.). После его принятия аналогично должна анализироваться количественная характеристика частей, определяться их отношения (см. п.4).
Закрепление проходит в играх и игровых упражнениях типа: «Наведи порядок», «Рассели животных», «Кому что?» и т.д. Для показа реального разделения множества на части можно использовать расставленные в разных местах группы стульчики, два коврика, на пол приклеивать цветную клейкую ленту, два разноцветных больших напольных «цветка» и другие атрибуты. На групповом участке - разделять линией, начерченной на земле или на асфальтовой дорожке, рисовать мелом линию или два круга большого размера и т.д.