Правотворчество: понятие, принципы и виды

Под правотворчеством понимают специальную деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) по установлению норм права, их переработке и отмене.

Процесс формирования права детерминирован объективными потребностями экономического, социального, политического и др. характера, которые в комплексе порождают соответствующие правовые идеи.

В юриспруденции выработан ряд принципов правотворчества:

Демократизм Научность

Законность Профессионализм

Гласность Плановость

Виды правотворчества:

1) принятие правовых актов органами государства;

2) принятие решений народом путем референдума;

3) заключение различного рода договоров (соглашений);

Принятие правовых актов предприятиями, учреждениями, организациями.

Правотворческая деятельность как достаточно сложная и длящаяся во времени процедура имеет свои стадии, на которых решаются конкретные задачи:

1) принятие решения об издании нормативного правового акта. В соответствии со ст.99 Конституции право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Национального собрания, Правительству, а также гражданам в количестве не менее 50 тыс. человек;

2) разработка проекта правового акта и его согласование. На этом этапе проводится экспертная оценка предложенного проекта, отработка его текста. Эта деятельность осуществляется в комиссиях и комитетах парламента с привлечением специалистов-практиков;

3) обсуждение и принятие нормативного правового акта. Рассмотрение проекта может осуществляться в нескольких чтениях. После принятия законопроекта в нижней палате парламента его передают на утверждение в верхнюю палату;

Опубликование нормативного правового акта и введение его в действие.

В настоящее время все нормативные правовые акты подлежат регистрации и опубликованию в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь.

Законотворчество как процесс подготовки и принятия законов имеет свои особенности. Этот процесс регламентируется положениями Конституции и Регламентами палат Национального собрания Республики Беларусь.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие стадии законотворческого процесса:

1) законодательная инициатива, которой обладают Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь и не менее 50 тыс. граждан;

2) внесение законопроекта в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;

3) обсуждение законопроекта в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь и его принятие;

4) обсуждение законопроекта в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и его принятие;

5) подписание законопроекта Президентом Республики Беларусь;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: