Под правотворчеством понимают специальную деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) по установлению норм права, их переработке и отмене.
Процесс формирования права детерминирован объективными потребностями экономического, социального, политического и др. характера, которые в комплексе порождают соответствующие правовые идеи.
В юриспруденции выработан ряд принципов правотворчества:
Демократизм Научность
Законность Профессионализм
Гласность Плановость
Виды правотворчества:
1) принятие правовых актов органами государства;
2) принятие решений народом путем референдума;
3) заключение различного рода договоров (соглашений);
Принятие правовых актов предприятиями, учреждениями, организациями.
Правотворческая деятельность как достаточно сложная и длящаяся во времени процедура имеет свои стадии, на которых решаются конкретные задачи:
1) принятие решения об издании нормативного правового акта. В соответствии со ст.99 Конституции право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Национального собрания, Правительству, а также гражданам в количестве не менее 50 тыс. человек;
|
|
2) разработка проекта правового акта и его согласование. На этом этапе проводится экспертная оценка предложенного проекта, отработка его текста. Эта деятельность осуществляется в комиссиях и комитетах парламента с привлечением специалистов-практиков;
3) обсуждение и принятие нормативного правового акта. Рассмотрение проекта может осуществляться в нескольких чтениях. После принятия законопроекта в нижней палате парламента его передают на утверждение в верхнюю палату;
Опубликование нормативного правового акта и введение его в действие.
В настоящее время все нормативные правовые акты подлежат регистрации и опубликованию в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь.
Законотворчество как процесс подготовки и принятия законов имеет свои особенности. Этот процесс регламентируется положениями Конституции и Регламентами палат Национального собрания Республики Беларусь.
В соответствии с этим подходом выделяются следующие стадии законотворческого процесса:
1) законодательная инициатива, которой обладают Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь и не менее 50 тыс. граждан;
2) внесение законопроекта в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;
3) обсуждение законопроекта в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь и его принятие;
4) обсуждение законопроекта в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и его принятие;
5) подписание законопроекта Президентом Республики Беларусь;