Совершенствование системы поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий

Вклад малых и средних предприятий в экспорт развитых стран является достаточно значительным: их доля в общем объеме экспорта, по данным ОЭСР, достигает от 25 до 35% мирового экспорта продукции обрабатывающей промышленности и около 20% прямых иностранных инвестиций. Во Франции и Италии в секторе обрабатывающей промышленности экспортная доля малых и средних предприятий почти такая же, как и экспортная доля крупных предприятий. Что касается развивающихся стран и некоторых стран с переходной экономикой, то там вклад малых и средних предприятий в экспорт еще более высок: в Корее – примерно 40%, в Китае – более 50%, в развивающихся странах Восточной Азии – около 40%. Преобладающая часть малых и средних фирм в мире реализует на глобальном рынке 5-10% объема выпускаемой продукции.

Анализ показывает, что действующих предприятий - экспортеров из числа малого и среднего бизнеса в России крайне мало для того, чтобы оказать значимое влияние на развитие экспортного потенциала страны. Многие поставки осуществляются на разовой основе или сравнительно небольшими партиями по причине недостаточности финансовых ресурсов для развития.

По экспертной оценке, достаточно высоким экспортным потенциалом обладает примерно 0,5% от общего количества (включая индивидуальных предпринимателей, микро, малые и средние предприятия), или около 30 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, который может быть успешно реализован при комплексной поддержке со стороны государства, реализуемой на долгосрочной основе.

Следует отметить, что малый и средний бизнес не может конкурировать с крупными корпорациями в экспорте сырьевых ресурсов, поэтому таким компаниям необходимо рассматривать другие несырьевые отрасли, потенциал для развития которых сегодня значителен. Существуют перспективы роста экспорта малых и средних предприятий за счёт углубления переработки сырья: минеральные удобрения, химическое производство и нефтехимия, лесопереработка, огромные возможности для развития в пищевой промышленности, в сельском хозяйстве, в машиностроении (производство различных машин и оборудования), в металлургическом производстве.

Высокий экспортный потенциал для российских малых и средних предприятий сохраняется в таких областях, как предоставление услуг в сфере телекоммуникаций и спутниковой связи, услуг спутниковой навигации и позиционирования, продукции обработки информации дистанционного зондирования Земли, информационных технологий, программного обеспечения, систем безопасности, систем диагностики, лазерных систем и техники для медицинских и других целей, интеллектуальных систем, создания и производства синтетических сверхтвердых материалов, микроэлектроники т.д.

В отношении же новейших научно-технических направлений – нанотехнологии и альтернативные источники энергии – Россия находится на одинаковых стартовых условиях с другими странами и при поддержке государства малый и средний бизнес может выйти на передовые рубежи и в этих сферах.

Значительным экспортным потенциалом обладает малый и средний бизнес Дальневосточного федерального округа, который является в настоящее время естественным резервом увеличения объема экспортируемой не сырьевой и высокотехнологичной продукции, а также продукции с высокой добавленной стоимостью в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и страны АТЭС (на долю экономик АТЭС приходится 57% мирового ВВП, 49% оборота международной торговли, более 40% объема прямых иностранных инвестиций и около 40% населения мира).

В настоящий момент основные усилия в сфере поддержки экспорта направлены на формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности на региональном уровне (центры координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства и региональные интегрированные центры (ранее – Евро Инфо Корреспондентские Центры, ЕИКЦ)), а также развитие деятельности профильных институтов развития (Внешэкономбанк и ЭКСАР) по улучшению доступа экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам и страховым услугам.

Правительством Российской Федерации в рамках Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, предусмотрена реализация ряда мероприятий по поддержке экспортной деятельности, затрагивающая интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в числе которых:

- Совершенствование системы предоставления государственных гарантий Российской Федерации в целях поддержки экспорта (пункт 17 Плана):

- упрощение условий и процедур предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции;

- расширение действия государственных гарантий Российской Федерации по обязательствам нефинансового характера (исполнение экспортного контракта);

- Упрощение процедуры вывоза товаров, на которые не установлены запреты и ограничения, за счет ускорения и облегчения процедуры получения документов, подтверждающих отсутствие запретов и ограничений в отношении таких товаров (пункт 18 Плана);

- Предоставление государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации на цели докапитализации закрытого акционерного общества "Росэксимбанк" (пункт 19 Плана);

- Субсидирование процентной ставки закрытого акционерного общества "Росэксимбанк" по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки экспорта высокотехнологичной продукции (пункт 20 Плана);

- Утверждение и обеспечение реализации отраслевых программ (планов) импортозамещения (пункт 41 Плана).

Кроме того, по итогам Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации был сформирован соответствующий перечень поручений, в числе которых поручение Агентству стратегических инициатив совместно с ГК «Внешэкономбанк» и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) обеспечить разработку механизма поддержки отечественных экспортеров. Основной задачей данного механизма выступает расширение финансовой и административной поддержке отечественных компаний, имеющих экспортный потенциал и работающих в несырьевых секторах российской экономики.

Дальнейшим шагом по созданию благоприятных условий для освоения малыми и средними предприятиями новых зарубежных направлений сбыта товаров должно стать формирование на государственном уровне единой комплексной системы «экспортного лифта» с четкой сферой ответственности всех вовлеченных в нее организаций и институтов, пакетом необходимых экспортерам услуг, процедурой обращения и взаимодействия на разных этапах выхода предприятий на внешний рынок.

Система «экспортного лифта» должна быть выстроена таким образом, чтобы любой субъект малого и среднего предпринимательства, войдя в нее, мог бы получить весь комплекс услуг (от диагностики и оценки экспортного потенциала до разработки стратегии выхода на международные рынки, от содействия в продвижении до помощи в привлечении финансовых ресурсов), направленный на заключение экспортной сделки (сделок) на выходе из него.

Система «экспортного лифта» подразумевает наличие на федеральном уровне единой стратегии развития внешнеэкономической (экспортной) деятельности малых и средних предприятий с целевыми ориентирами и ожидаемыми результатами, которая объединила бы все существующие инструменты и механизмы (не только в сфере внешнеэкономической деятельности, но и повышении технологического уровня бизнеса, развития конкурентоспособности на международных рынках, интернационализации бизнеса в целом, встраивания в глобальные производственно-сбытовые цепочки), а также профильные институты развития, в уникальную систему, понятную и доступную для любого конкурентоспособного предприятия малого и среднего бизнеса, заинтересованного в выходе на глобальные рынки.

Необходимо выстроить четкую систему управления и координации, мониторинга и контроля, осуществляемую на федеральном уровне одной организацией.

На региональном уровне (точка входа в «экспортный лифт») ключевую роль должны играть такие организации инфраструктуры, как центры координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства и региональные интегрированные центры, поскольку именно к ним, в первую очередь, обращаются экспортно ориентированные предприятия малого и среднего бизнеса. Поэтому особенное внимание должно быть уделено повышению квалификации сотрудников этих структур, расширению предоставляемого пакета услуг, увеличению объемов финансирования и непрерывности финансирования, а также оценке достигнутых количественных и качественных результатов.

Центры поддержки экспорта и региональные интегрированные центры должны формировать и поддерживать благоприятную информационную среду для субъектов малого и среднего предпринимательства, стремящихся выйти на глобальные рынки, создавать и продвигать базы данных и предложения о сотрудничестве региональных малых и средних предприятий, распространять «истории успеха».

Наличие отдельной стратегии или программы развития внешнеэкономической (экспортной) деятельности малых и средних предприятий могло бы стимулировать региональные власти на разработку собственных стратегий (программ) развития экспортного потенциала малых и средних предприятий (либо самостоятельных, либо как разделов существующих программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства) и, таким образом, помогать им все больше и больше вовлекать конкурентоспособный малый и средний бизнес в сферу внешнеэкономической деятельности.

Для развития экспорта малых и средних предприятий Дальневосточного федерального округа необходимо разработать информационно-консультационную площадку поддержки и сопровождения деятельности малых и средних предприятий в сфере экспортной деятельности, ориентированный на рынки стран Азиатско–Тихоокеанского региона.

Указанная площадка может быть создана в соответствии с рекомендациями проекта Секретариата АТЭС «Исследование и оценка перспектив разработки интегрированной информационной системы для стимулирования вовлечения предприятий малого и среднего бизнеса Азиатско-Тихоокеанского региона в международную торговлю товарами и услугами, глобальные производственно-снабженческие сети».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: