Обработка результатов. Каждый вопрос, совпадающий с «ключом», оценивается в 1 балл

Каждый вопрос, совпадающий с «ключом», оценивается в 1 балл. Гностический компонент включает вопросы:

• ответ «да» - 1, 4, 7, 10, 19, 22;

• ответ «нет» — 13, 16. Эмоциональный компонент включает вопросы:

• ответ «да» — 8, 11, 14, 23;

• ответ «нет» — 2, 5, 17, 20. Поведенческий компонент включает вопросы:

• ответ «да» — 3, 6, 12, 18;

• ответ «нет» — 9, 15, 21, 24.

Гностический компонент выявляет уровень компетентности учителя как спе­циалиста с точки зрения ученика, эмоциональный — определяет степень симпа­тии ученика к учителю, а поведенческий — показывает, как складывается реаль­ное взаимодействие учителя и ученика. При сравнении учителей разных классов целесообразно использовать суммарный показатель.

Тест «Трансакгный анализ общения»1

Трансакция — единица акта общения, в течение которой собеседники, находящи­еся в одном из трех состояний Я, обмениваются парой реплик.

1 Тест взят из книги: Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М, 1998. С. 372.


Обращаясь к другому человеку, мы обычно выбираем себе и собеседнику одно из трех возможных состояний нашего Я: состояние Родителя, Взрослого или Ди­тяти.

Характеристики состояний:

• назидательный, самоуверенно-агрессивный;

• рациональный;

• корректный;

• сдержанный;

• эмоциональный;

• неуверенный;

• подчиняемый. Родитель, Взрослый, Дитя

• учит, направляет оценивает, осуждает опекает;

• трезво оценивает, логически мыслит, владеет собой;

• капризничает, упрямится, творит, протестует.

Человек, говоря первую фразу, задает тон разговора тем, что невольно выби­рает себе и собеседнику подходящее состояние Я. Деловое общение должно про­исходить на уровне Взрослый—Взрослый.

Трансактный анализ общения позволит вам овладеть тонкостями делового общения: более точно улавливать скрытый смысл сказанного, стать инициатором общения, избежать тактических и стратегических ошибок контакта.

Эти три «Я» сопровождают нас всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во «взрослое» состояние, что особенно и отли­чает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.

Попробуйте оценить, как сочетаются эти три Я в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: