Прокуратура Республики Беларусь (далее – прокуратура) – единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.
Правовую основу деятельности прокуратуры составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон и иные законодательные акты, определяющие компетенцию, организацию, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокурорских работников.
Деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.
Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов, нормативных актов:
- министерствами;
- подведомственными Совету Министров Республики Беларусь органами;
- местными представительными и исполнительными органами;
- предприятиями;
- организациями и учреждениями;
- общественными объединениями;
- должностными лицами;
- гражданами
возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
|
|
Прокуратура (статья 125 Конституции Республики Беларусь):
- осуществляет надзор за:
- исполнением законов при расследовании преступлений;
- соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях;
- в случаях, предусмотренных законом:
- проводит предварительное следствие;
- поддерживает государственное обвинение в судах.
Конституция Республики Беларусь определяет прокуратуру как единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором, назначаемым Президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором (статья 126 КонституцииРеспублики Беларусь).
!!!!Единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют:
- Генеральная прокуратура Республики Беларусь;
- прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами;
- прокуратуры районов, районов в городах, городов;
- межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные прокуратуры;
- иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.
Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.
|
|
Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность. Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору Республики Беларусь. Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.
Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью
Правовую основу деятельности прокуратуры составляют:
- Конституция Республики Беларусь;
- Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 года «О прокуратуре Республики Беларусь»;
- иные законодательные акты, определяющие компетенцию, организацию, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокурорских работников.
Прокурорский надзор — специфическая деятельность органов прокуратуры, которая осуществляется от имени государства и состоит в проверке точности исполнения законов, действующих на его территории. Прокурорский надзор — самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.
Прокурор, осуществляющий надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов представительной, исполнительной или судебной власти, а в их совокупности, объединяемых общей системой государства, приводя интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных и физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.
Самостоятельность прокурорского надзора определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции Республики Беларусь и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных нарушений.
Органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Республики Беларусь. Имея функциональное отношение к каждой ветви власти, они, тем не менее, не относятся ни к одной из них.
Прокурорский надзор как особый вид государственной деятельности, направленной на исполнение законов в Республике Беларусь, предполагает недопустимость вмешательства в его осуществление.
Рассматривая сущность прокурорского надзора, следует иметь в виду, что под термином прокурорский надзор следует понимать:
а) специфический вид государственной деятельности;
б) самостоятельную отрасль юридической науки;
в) учебную дисциплину.
Прокурор — это действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, в том числе транспортные и военные прокуроры, их заместители и помощники, советники, начальники структурных подразделений органов прокуратуры, если иное не определено Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь».
Прокурорские работники — прокурор, следователь прокуратуры, стажер прокуратуры.
Предмет прокурорского надзора — сфера общественных отношений, связанных с исполнением требований законов, на регулирование которой направлена деятельность прокурора.
Объекты прокурорского надзора — предприятия, учреждения, организации и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.
|
|
Субъектами - прокурорского надзора являются участники прокурорско-надзорных отношений. Ими являются сам прокурор, осуществляющий надзор, а также физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором.
Полномочия прокурора — это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор дня осуществления своих функций.
Правовые средства прокурорского надзора. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности осуществляется путем проведения различного рода действий. К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре для осуществления надзора.
Акты прокурорского реагирования — понятие, означающее закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения.
Методика прокурорского надзора — совокупность научно-обоснованных и проверенных на практике методов и приемов (способов) применения правовых средств.
Тактика прокурорского надзора - совокупность приемов, способов и методов применения правового средства прокурорского надзора.
Представляется, что для определения сущности прокурорского надзора необходимо определить цели и задачи этого вида деятельности прокуратуры Республики Беларусь.
Цели прокурорского надзора — результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры и ее важнейшая функция — прокурорский надзор. Цели прокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государстве. Цели определяются Конституцией, Законом о прокуратуре, другим законодательством, регламентирующим деятельность органов прокуратуры.
Целями прокуратуры являются: обеспечение верховенства права; обеспечение единства и укрепления законности; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
|
|
На достижение этих целей направлена деятельность прокуратуры. Конкретные виды этой деятельности:
1) прокурорский надзор;
2) уголовное преследование;
3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Органы прокуратуры выполняют задачи, сформулированные в Конституции Республики Беларусь, Законе о прокуратуре, иных нормативных правовых актах, а также в приказах и указаниях Генерального прокурора.
Задачи и направления деятельности прокуратуры закреплены в ст. 4 Закона о прокуратуре.
Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.
В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор:
- за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее — надзор за исполнением законодательства);
- исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
- исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
- соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
- соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.
Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.
Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях
Реализуя свои полномочия по осуществлению надзора, прокуроры следят за тем, чтобы все перечисленные органы государственной власти и управления, общественные объединения, должностные лица и граждане действовали на основе законности, обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан, соблюдение требований государственной и трудовой дисциплины.
В сфере надзора за исполнением законодательства задачи прокуроров состоят в том, чтобы правовые акты, издаваемые государственными органами власти и управления, а также должностными лицами, соответствовали Конституции и иным законам, а также постановлениям Правительства Республики Беларусь.
В сфере надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности задачи прокуроров состоят в том, чтобы правовые акты и решения (действия) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц соответствовали законодательству Республики Беларусь.
При осуществлении надзора за исполнением законов в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания задачи прокуратуры заключаются в том, чтобы каждое преступление было быстро и полно раскрыто, ни одно лицо, виновное в совершении преступления, не избежало установленной законом ответственности, задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, производилось не иначе, как в порядке и по основаниям, предусмотренным законом, никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному ограничению в правах, никто не был заключен под стражу без санкции прокурора или судебного решения, соблюдался установленный законом порядок возбуждения уголовных дел, применения указанных в законе мер процессуального принуждения, при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выяснялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а также отягчающие и смягчающие его ответственность, выявлялись причины совершения преступления и способствующие им условия, обеспечивались конституционные гарантии неприкосновенности личности и жилища, требования принципа презумпции невиновности.
При осуществлении надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также соблюдением законодательства при их исполнении задачами прокуроров является обеспечение соответствия закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению.
В стадии кассационного производства задача прокуроров заключается, прежде всего, в своевременной и полной проверке материалов уголовного дела и в опротестовании приговоров, определений и постановлений судов, не соответствующих материалам дела и противоречащих уголовному или уголовно-процессуальному законодательству.
В стадии надзорного производства задача прокуроров состоит в том, чтобы внимательно проверять жалобы, принесенные на судебные приговоры, вступившие в законную силу, и сами уголовные дела, на приговоры по которым жалобы принесены. При отказе в принесении протеста составленное прокурором заключение (постановление) об отказе в принесении надзорного протеста должно быть полным, объективным, убедительным, а ответ лицу, обратившемуся с жалобой, — мотивированным и убедительным. В случае принесения протеста в порядке надзора этот процессуальный документ должен быть законным, обоснованным, мотивированным, юридически и стилистически грамотным.
В стадии исполнения приговора задачи прокурорского надзора состоят в следующем: обеспечить законность и обоснованность помещения осужденных в исправительно-трудовую колонию определенного судебным приговором режима содержания, соблюдение закона и требований режима осужденными в период отбывания ими наказания, связанного с лишением свободы, как в рабочих, так и в жилых помещениях, исполнение законодательства, регламентирующего порядок и условия содержания осужденных, проверку дисциплинарной практики, соблюдение установленных законом прав и обязанностей осужденных, своевременное и обоснованное освобождение осужденных от отбывания наказания как в связи с полным отбыванием назначенного судом наказания, так и в случаях досрочного освобождения по основаниям, указанным в законе.
В сфере надзора в гражданском судопроизводстве перед прокурорами стоят следующие задачи: обеспечить требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании судом обстоятельств гражданского дела и способствовать суду принять по делу законное, обоснованное и справедливое решение; во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, принимать обязательное участие в рассмотрении судами гражданских дел в случаях, предусмотренных законом, и в случаях, требующих вмешательства прокурора; обращаться в суд с исковым заявлением о защите прав и законных интересов государственных органов, общественных объединений и отдельных граждан; своевременно опротестовывать в кассационном порядке каждое незаконное и необоснованное решение, а также давать в кассационной инстанции законное, обоснованное и мотивированное заключение по кассационной жалобе участников процесса и по кассационному протесту прокурора; глубоко и обстоятельно проверять жалобы на судебные решения, вступившие в законную силу, и в случаях отказа в принесении надзорного протеста составить обоснованное заключение, направляя лицу, обратившемуся с жалобой, мотивированный ответ, при принесении надзорного протеста строго руководствоваться требованиями закона о содержании протеста и заключении прокурора в суде надзорной инстанции.
Основные признаки прокурорского надзора, раскрывающие его сущность:
- прокурорский надзор осуществляется от имени государства. Это государственная деятельность, обеспечиваемая прокуратурой Республики Беларусь как единой централизованной системой органов, специально образованных для осуществления этой деятельности, решающих задачи единообразного и безусловного исполнения законов на всей территории государства;
- прокурорский надзор осуществляется специальными субъектами — прокурорами. Прокуроры являются государственными служащими, правовое положение которых определено Законом о прокуратуре и Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»;
- прокурорский надзор — это вид официальной, установленной государством властной публичной деятельности, осуществляемой в законодательно определенных формах и пределах, отличающийся от других видов государственной деятельности прежде всего своей направленностью на обеспечение точного, безусловного и единообразного исполнения законодательства, относящейся к исключительным полномочиям прокуратуры;
- всеобъемлемость (широкий диапазон воздействия) прокурорского надзора, отсутствие другого государственного органа, который бы осуществлял надзор за соблюдением Конституции и исполнением законодательства, действующего в Республике Беларусь, поскольку другие органы государства осуществляют контроль и надзор за исполнением отдельных законов, регулирующих сферу определенной ведомственной деятельности;
- наличие у прокуроров специальных полномочий, включая возможность использования законодательно установленных форм реагирования прокурора на нарушения законности;
- прокурорский надзор является видом государственной деятельности, осуществляемой на нормативной основе, независимо от любых органов, организаций, учреждений и их представителей.
Направление прокурорского надзора — это законодательно определенная самостоятельная часть единого прокурорского надзора, характеризующаяся наличием собственных объекта и предмета надзора, а также особыми, характерными только для данной области общественных отношений специфическими задачами и полномочиями прокурора по надзору за исполнением законов.
В современный период прокурорский надзор составляет пять самостоятельных направлений, закрепленных в Законе о прокуратуре:
- надзор за исполнением законодательства;
- надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
- надзор за исполнением законов в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
- надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
- надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.
Прокурорский надзор — форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.
1)НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2)НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3) НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА В ХОДЕ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ
4) НАДЗОР ЗА СООТВЕТСТВИЕМ ЗАКОНУ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ, А ТАКЖЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИХ ИСПОЛНЕНИИ
5) НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ И ИНЫХ МЕР УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, А ТАКЖЕ МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Предметом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Предметом надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности является соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц.
Предметом надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания является соответствие Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь правовых актов и решений (действий) органов предварительного следствия и органов дознания и их должностных лиц.
Предметом надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении являются соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению.
Предметом надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера являются соблюдение органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждениями, исполняющими принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администрациями мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев законодательства, а также прав осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, и выполнение ими своих обязанностей.