Донаучный (с древнейших времен до XVII в.).
3. Обогащение педагогической науки новыми теориями, концепциями, методами и формами педагогической деятельности (XX в.).
В отечественном образовании всегда уделялось должное внимание преподаванию курса по истории педагогики. В свое время К.Д. Ушинский указывал: «Только педагог-историк может уяс нить нам влияние общества на воспитание и влияние воспитания на общество не гадательно, а на основе научного и подробного изложения фактов». Ученик Ушинского Л.Н. Модзалев-ский, подчеркивая значение истории педагогики, писал, что «только незнанием истории может бьпъ объяснено немало ошибок, сделанных нами в педагогической практике».
Уже к началу XX в. начался процесс осмысления истории педагогических идей, отечественная история педагогики сложилась в целостную самостоятельную область научного знания, имеющую богатые традиции. В 20-е гг. XX в. появляются первые конкретно-исторические работы по педагогике, проблематика которых связана с задачами строительства новой системы просвещения.
|
|
Для 30—50-х гг. XX в. характерны тенденции по преодолению негативного отношения к отечественному педагогическому наследию. Разрабатывалась история частных методик и школьных учебников.
В 60—70-е гг. XX в. активно расширялась фактографическая база исследования, но в то же время история педагогики как наука существовала в определенной внутренней замкнутости от других наук, не очень интенсивно развивалась ее методологическая база.
С конца 70-х гг. XX в. активизируется разработка теоретико-методологических проблем истории педагогики, она вступает в новый этап своего развития; главными задачами истории педагогики становятся научное и духовное очищение историке-педагогического знания, освобождение его от ортодоксальности, догматизма.
В 90-е гг. XX в. активизируется разработка цивилизационно-го подхода к историко-педагогическому процессу. Теперь история отечественной школы и педагогики рассматривается в русле развития мировой истории образования.
Цель преподавания истории педагогики — расширение общего педагогического кругозора студентов, формирование у них ценностного отношения к педагогическому наследию.
Задачи курса:
показ сущности историко-педагогического процесса и места национальной педагогики в нем;
анализ зарождения педагогических идей, теорий и их развитие в различные исторические эпохи;
вооружение студентов знанием педагогических фактов, повышение их педагогической культуры.
Глава 1
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ, РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ И ФЕОДАЛЬНОМ ОБЩЕСТВАХ
1.1. Зарождение воспитания в первобытном обществе