Международные отношения и мировая политика

Международные отношения – поведение государств в их внешних отношениях, все формы взаимодействия между членами различных обществ вне зависимости от того, направляются ли они или нет государством. Изучение международных отношений включает анализ внешней политики или политических процессов между государствами, включая все стороны отношений между различными обществами. Близко по значению к понятию –международная политика и внешняя политика

Мировая политика – это совокупная политическая деятель­ность основных субъектов международного права, в ней получает выражение интегрированный интерес государств, выраженный в деятельности ООН и других законных органов и учреждений мирового сообщества. От внутренней политики мировую политику отличает отсутствие центральной власти, обеспечивающей соблюдение обязательных для каждого субъекта правил поведения. По своему характеру и целям миро­вая политика представляет собой особый род политики, имеющей в своей ос­нове создание и поддержание стабильной международной среды, в которой могли бы реализовываться интересы всех государств и народов.

Глобальная обстановка в мире во второй половине XX века коренным образом изменилась. Это связано с резким обострением глобальных проблем, со вступлением челове­чества в «ядерный век» и, главным образом, с изобретением и производством оружия массового поражения. Поэтому в интересах сохранения жизни на Земле, внешняя поли­тика каждого государства должна быть направлена на решение главной задачи международной политики – недопущение мирового ракетно-ядерного конфликта. Эту задачу можно решить только на основе достижения военно-политической стабильности в международных отношениях, установления ба­ланса сил между государствами, обладающими ядерным оружием, режима нераспространения ядерного оружия.

Международная политика составляет ядро международных отношений и представляет собой политическую деятельность субъектов международного права (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов и т. д.), связанную с решением вопросов войны и мира, обеспечения всеобщей безопасности, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болезней. Таким образом, международная политика направлена на решение вопросов выживания и прогресса человеческого сообщества, выработки механизмов согласования интересов субъектов мировой политики, предотвращения и разрешения глобальных и региональных конфликтов, создания справедливого порядка в мире. Она является важным фактором стабильности и мира, развития равноправных международных отношений.

Цели международной политики всякий раз определяются специфическим контекстом конкретно-исторической ситуации, в которой оказывается мировое сообщество, а также характером отношений, существующих между государствами. В той же мере, в какой внешние факторы влияют на условия жизни конкретного государства, они определяют и содержание международной политики.

Целью и результатом взаимодействия членов мирового сообщества является координация усилий по налаживанию взаимовыгодных связей между субъектами мировой политики.

Политологи выделяют 4 группы субъектов международных отношений:

1. Национальные государства. Это главные субъекты внешнеполитической деятельности. Они вступают в различные отношения между собой на глобальном и региональном уровнях.

2. Межгосударственные объединения. Сюда включают коалиции государств, военно-политические блоки (например, НАТО), интегрированные организации (например, Европейский Союз), политические ассоциации (например, Лига Арабских государств, Ассоциация американских государств). Эти объединения на межгосударственной основе играют в современной политике чрезвычайно важную роль.

3. Межгосударственные правительственные организации. Это особый тип объединений, куда входят представители большинства стран мира с нередко несовпадающими политическими интересами. Такие организации создаются для обсуждения проблем, имеющих всеобщее значение и для координации деятельности мирового сообщества (например, ООН).

4. Негосударственные / неправительственные международные организации и движения. Они являются активными субъектами мировой политики. В их число входят международные объединения политических партий, профессиональные объединения (например, Всемирная федерация профсоюзов, Международная конфедерация свободных профсоюзов), объединения молодежи, студентов, пацифистские движения (например, Движение сторонников мира).

Отношения между государствами могут принимать различные формы:

§ союзнические отношения, когда государства являются партнерами, ак­тивно сотрудничают в различных сферах и заключают союзы;

§ нейтральные отношения, когда между государствами налаживаются дело­вые контакты, но в союзнические отношения они не выли­ваются;

§ конфликтные отношения, когда государства выступают с территориаль­ными или/и иными притязаниями в отношении друг друга и предпри­нимают активные действия для их удовлетворения.

В середине 1970-х гг. XX века в Хельсинки в заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) были сформулированы основные принципы современных междуна­родных отношений:

· суверенное равенство государств;

· нерушимость установленных границ;

· неприменение силы или угрозы силы в межгосударственных отноше­ниях;

· территориальная целостность государств;

· мирное урегулирование споров;

· невмешательство во внутренние дела других государств;

· уважение прав человека и основных свобод;

· равноправие и право народов распоряжаться собственной судьбой;

· сотрудничество между государствами и добросовестное выполнение госу­дарствами обязательств по международному праву.

Современные международные отношения строятся на двухсторонней или многосторонней основе, носят глобальный или региональный характер

Отношения между государствами на международной арене никогда не были равноправными. Роль каждого государства определялась их экономическими, технологическими, военными, информационными возможностями. Эти возможности обусловливают характер и тип системы международных отношений. Типология международных отношений имеет практическую значимость, поскольку позволяет выявить глобальные факторы, влияющие на развитие как мирового сообщества, та и конкретной страны.

Существуют классификации международных отношений, основанные на хронологическом принципе. Так, американские исследователи Дж. Модальский и П. Морган, рассматривая исторический процесс с точки зрения доминирования в нем той или иной «мировой державы» и характера формируемой ею «глобальной системы», разделили всю историю международных отношений на определенные циклы. Согласно данной точке зрения, начиная с XV в. и до наших дней история международных отношений распадается на пять циклов, в течение которых поочередно господствовали четыре «великие державы»: Португалия, Нидерланды, Великобритания и США. Пятый цикл, который, по мнению авторов, начался в 1914 г., они назвали «американским веком». Один из современных сторонников данной концепции американский политолог Р. Кокс так определяет смысл «мировой гегемонии»: «Гегемония на мировом уровне - не просто порядок между государствами. Это порядок внутри мировой экономики с доминирующим способом производства, который проникает во все страны и ставит зависимость от себя другие способы производства. Это также комплекс международных социальных отношений, который связывает социальные классы разных стран. Мировую гегемонию можно описывать как социальную, как экономическую или как политическую структуру, однако она не может быть только одной из них, но обязательно совокупностью всех трех. Более того, мировая гегемония выражается в универсальных терминах, институтах и механизмах, которые устанавливают общие правила поведения для государств и сил гражданского общества, выходящих за пределы национальных границ, - правила, которые поддерживают доминирующий способ производства».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: