Испаритель (рис. 2) представляет собой оребренную батарею, чаще всего разделенную на секции для того, чтобы при изменении холодопроизводительности установки в зависимости от тепловой нагрузки на испаритель иметь возможность изменять величину его тепло-передающей поверхности. Испаритель монтируют в виде отдельного агрегета вместе с коллекторами, терморегулирующими вентилями и иногда вместе с соленоидными вентилями для отключения секций. Под испарителем устанавливают поддон для сбора и отвода конденсата, образующегося при охлаждении влажного воздуха.
Размещают испаритель в нагнетательном воздуховоде непосредственно за вентилятором. Испаритель вместе с вентилятором и размещенными рядом калориферами составляет звено воздуховода.
Работа испарителя, как и конденсатора, характеризуется интенсивностью теплоотдачи, которая зависит от величины теплопередающей поверхности, скорости движения проходящего воздуха и циркуляции хладагента.
Поверхность испарителя в м2 можно определить по формуле:
|
|
(9.3)
где о - холодопроизводительность установки; - коэффициент теплопередачи испарителя с учетом влаговыделения, который обычно принимается 17,5-23 Вт/(м2.К); - разность между температурой испарения хладагента и средней температурой охлаждающего воздуха на входе и выходе испарителя. Обычно величину принимают 10-18оС или определяют по формуле
, (9.4)
Температурный режим работы испарителя-воздухоохладителя выбирается по температуре смеси наружного и рециркуляционного воздуха, определяемой пропорционально их количествам, подаваемым вагонной вентиляционной установкой.
Теплопередающая поверхность теплообменных аппаратов состоит из суммы поверхностей змеевиков по которым циркулирует фреон и оребрения. Отношение площади поверхности змеевиков называется коэффициентом оребрения и достигает в вагонных кондиционерах значения 12-15.
Теплопередающая поверхность испарителей в вагонах примерно 100 м2 при общем количестве проходящего воздуха 5000 м3/ч.
1 - оребренная батарея; 2 — регулирующее устройство; 3— распределитель жидкости; 4 - распределительные трубы; 5 — газовый коллектор
Рис. 2. Испаритель: