Экономическая конъюнктура и ценообразование

Конъюнктура - это совокупность условий в их взаимосвязи, сложившаяся обстановка, положение вещей в какой-либо области. Под конъюнктурой понимается также совокупность признаков, характеризующих текущее состояние экономики в определенный пе­риод. Конъюнктура оказывает огромное влияние на процесс форми­рования цен как в общенациональном масштабе, так и по конкрет­ной продукции и услугам.

При изучении конъюнктуры учитывают влияние на нее между­народных отношений, международной торговли и мировых рынков. В сфере международной торговли национальные цены превращают­ся в мировые цены.

Различают три вида экономической конъюнктуры;

1. Отраслевая конъюнктура.

2. Общая конъюнктура.

3. Конъюнктура товарных рынков

Рассмотрим каждый вид конъюнктуры в отдельности.

Общая конъюнктура характеризует состояние мирового хо­зяйства либо экономики отдельно взятой страны или региона в опре­деленный период.

Отраслевая конъюнктура показывает состояние и изменения показателей функционирования отдельно взятой отрасли экономики.

Конъюнктура товарных рынков характеризует текущие из­менения и колебания в сфере производства и сбыта конкретных то­варов.

От конъюнктуры рынка зависит его функционирование, а так­же расширение или сужение, изменение уровня цен, спроса и пред­ложения.

Для понимания конъюнктуры рынка недостаточно только фик­сировать колебания цен, движение запасов и изменение других по­казателей, необходимо анализировать их применительно к цикличе­скому развитию экономики. Одни показатели характеризуют стадии подъема, другие - стадии кризиса и упадка, например, на стадии кри­зиса происходит рост издержек производства и, следовательно, цен, поэтому при прежнем уровне цен даже с учетом инфляции предприя­тие сможет производить значительно меньше продукции.

Существует ряд нециклических факторов, влияющих на состоя­ние экономической конъюнктуры, - постоянно и непостоянно дей­ствующие факторы. К первым относятся научно-технический про­гресс, концентрация производства и капитала, государственное регулирование экономики, умеренная инфляция, сезонность произ­водства и потребления продукции. Ко вторым относятся стихийные бедствия, политические потрясения, кризисы, чрезвычайная обста­новка, галопирующая инфляция и гиперинфляция.

Анализ конъюнктуры как суммы элементов экономической си­туации возможен на основе обработки статистической информации и результатов периодических опросов участников рынка с целью вы­яснения их мнения о тех или иных явлениях. Данные исследований конъюнктуры рынка интересны с точки зрения составления прогно­за развития ситуации для определения масштабов конъюнктурных сдвигов. Если данная цель достигнута и результаты исследования ста­новятся известны предприятиям, это начинает оказывать непосред­ственное влияние на экономическую ситуацию, в том числе на цено­образование в масштабах всего рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: