Лев Николаевич Толстой

(1829 - 1910 гг.)

В течение 1859 - 1862 гг. Л.Н. Толстой заботится об учрежденной им школе для крестьянских детей, основывает филантропическое общество народного образования. Изучает опыт российской и западноевропейской школы, ведет педагогические исследования. В 1872-1874 гг. пишет учебники для начальной школы, участвует в деятельности Московского общества грамотности, школ.

После поездки за границу, размышляя о педагогическом опыте Запада, Л.Н. Толстой обратился к идеям "свободного воспитания" Ж.-Ж. Руссо. В начале 1860-х гг. Л.Н. Толстой признавал целесообразным включать в программу народной школы:

письмо

счет

религию

историю

географию

рисование

пение

черчение.

Позже он склоняется к мысли о необходимости ограничить программу народной школы: грамотой и счетом. Главный пункт педагогической концепции Л.Н. Толстого - идея "свободного воспитания".

Свои взгляды он изложил в журнале "Ясная поляна". Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Задача воспитателя - оберегать гармонию, которой обладает человек от рождения. Учитель не должен руководить нравственным воспитанием учащихся: "Критерий педагогики есть только один - свобода". Идеальная школа, где свободное содружество, где одни сообщают знания, а другие воспринимают их.

Лучшая школа такая, где детям предоставлена свобода учиться или нет. Толстой видел "свободное воспитание" не вне цивилизации, а, напротив, в условиях общественной жизни. С начала 1870-х гг. в педагогических суждениях Л.Н.Толстого появляется диссонанс с идеями "свободного воспитания". Он признает религию как единственное и разумное воспитание.

Толстой выдвинул идею учета особенностей ребенка и его интересов. Л.Н.Толстой обогатил дидактику наблюдениями и выводами, относящимися к процессу сознательного и творческого усвоения знаний, основанном на интересе. Он разрабатывал методику рассказа и беседы с учащимися. Попытку осуществить свои педагогические замыслы Л.Н.Толстой предпринял в Яснополянской школе (1859 г.)

Эта школа основана на идеях: любви к ребенку, веры в их творческие способности, отказа от давления на их личность. Домашние задания тут не задавались. Традиционные уроки заменены образными художественными рассказами учителя, индивидуальными и коллективными творческими сочинениями учащихся. Расписание было, но его часто не соблюдали. Ученик волен был не посещать уроки. Порядок и программа обучения согласовывались с детьми. Преподавали:

чтение

писание

каллиграфию

грамматику

священную историю

русскую историю

рисование

черчение

математику

Закон Божий

проводись беседы из естественных наук.

Школа была бесплатной. В ней было четыре учителя, около 40 мальчиков и 5 девочек. Занятия шли по утрам и вечерам 7-8 часов в виде свободных бесед. Сам Толстой преподавал в старших классах математику и историю. Школа такой деятельностью добивалась прекрасных результатов.

Павел Петрович Блонский - выдающийся советский ученый, педагог и психолог, написавший более 200 работ по различным проблемам философии, педагогики и психологии. Большая часть из них посвящена проблемам детской и педагогической психологии; многие работы в этой области издавались под рубрикой педагогической литературы.

П.П. Блонский оказал заметное влияние на становление отечественной педагогической науки, особенно в первое десятилетие советской власти. Его монография "Трудовая школа" (1919г.) рассматривалась как теоретический ориентир в создании новой школы.

Блонский рассматривал психологию как науку о поведении живых существ («Очерк научной психологии», 1921). Ему принадлежит ряд исследований по педологии («Педология», 1934, 1936) и возрастной психологии («Очерки детской сексуальности», 1935). Выступая за комплексный подход к изучению ребенка, Блонский анализировал познавательные и волевые процессы в их связи с конкретной деятельностью ребенка в условиях обучения («Память и мышление»; «Развитие мышления школьников», 1935). Он сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти - моторная, аффективная, образная и вербальная - описываются как этапы развития человека, его речи и мышления, изменения им окружающей действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: