Общие положения. В процессе написания работы студент работает с литературой, нормативными правовыми актами и иными источниками, делает собственные выводы и умозаключения, формируя необходимые компетенции. Процесс написания работы заключается в том, чтобы по источникам – литературе и правовым актам, анализируя правоприменительную (в том числе судебную практику) – разобраться в существе темы, сформировать свое отношение к изученным вопросам, а затем изложить в работе основные положения, обеспечив их взаимную связь и непротиворечивость (см. также материал, посвященный рекомендациям по написанию Введения).
Наряду с материалом из источников, в курсовую работу следует стремиться включать собственные идеи. Такие идеи, при условии их обоснованности, являются наиболее ценным компонентом работы. Рекомендуется, чтобы они касались и теоретических вопросов, и ориентированных на практику предложений.
Текст работы должен отражать приобретенные студентом знания по соответствующей теме и быть результатом его познавательного труда.
|
|
Текст курсовой работы (основной ее части) как итог мыслительного процесса, результат комплексного и системного исследования, как минимум, должен включать:
теоретические положения;
анализ нормативных актов;
В то же время текст курсовой работы (основной ее части) может содержать:
анализ исторического развития (генезис) законодательства и теоретических представлений по теме; анализ действующего законодательства и практики применения права Республики Беларусь (ее конкретной отрасли), сравнительно-правовой анализ законодательства и практики Республики Беларусь и других стран; анализ современной теории – точек зрения ученых, научных подходов к решению проблем по теме курсовой работы, прикладные характеристики, выводы, предложения и др.
Выводами и предложениями, к которым пришел студент в результате исследования соответствующего вопроса и которые представляют собой краткие ответы на сформулированные во Введении задачи, должны заканчиваться каждая глава и по возможности параграф работы.
Включать в работу следует положения, с которыми студент разобрался, которые он в состоянии пояснить и обосновать. Даже если положения основной части курсовой работы целиком состоят из материала, опубликованного в источниках, работа все равно должна показывать усилия студента по отбору соответствующих положений, их осмыслению и систематизации в тексте работы, при этом студент обязан ссылаться на использованные источники.
В соответствии с заданием руководителя, выданного с учетом темы, курсовая работа может иметь реферативный характер и содержать реферативное обобщение оригинальных теоретических исследований по конкретной научной проблеме. В этом случае она включает полный и систематизированный критический обзор литературы по конкретной научной проблеме, включая анализ материалов по одному из вопросов. В ней может анализироваться история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, полученные посредством сравнительного анализа литературы.
|
|
Работа должна быть написана грамотно и аккуратно, набрана на компьютере, вычитана, без опечаток и технических погрешностей, без повторов, в т.ч. – смысловых. Новый абзац следует начинать с красной строки. Текст необходимо выравнивать по ширине. Названия частей работы в ее тексте обычно выравниваются по центру, а в оглавлении – по ширине.
Студент должен соблюдать установленные руководителем сроки выполнения работы, иные указания руководителя без его напоминаний.
При выполнении курсовой работы нужно организовать свою деятельность таким образом, чтобы подготовить качественную работу и сделать это в срок. Сроки – значимая составляющая правового регулирования и юридической профессии. Если содержание работы является показателем познавательных способностей студента, то соблюдение сроков позволяет судить о его дисциплинированности и организованности.
Структура Введения и общие рекомендации по его написанию. Введение состоит из нескольких компонентов. Остановимся на самых важных.
актуальность темы курсовой работы определяется теоретической и практической значимостью темы, включает обзор литературы, состояние законодательства и юридической практики по теме и обоснование необходимости исследования проблемных вопросов;
объект исследования – это определенная область реальности, социальное явление, как правило, это урегулированная правом определенная область общественных отношений);
предмет исследования – как правило,подлежащие исследованию институты права или нормы права;
цель курсовой работы – ожидаемый результат исследования (цель должна соответствовать теме курсовой работы);
задачи курсовой работы – это этапы продвижения к цели; они определяются планом курсовой работы (ее Основной части) – поставленные задачи и главы курсовой работы содержательно должны совпадать. Формулировку задачи рекомендуется начинать словами: выявить (выявление), сравнить (сравнение), раскрыть, оценить, разработать, исследовать, систематизировать, уточнить и т.д.
методы исследования – способы достижения цели, способ решения какой-либо конкретной задачи)
опубликованность результатов исследования (наличие данной части предполагается, если по теме курсовой работы студент является автором публикаций)
структура и объем курсовой работы (указывается из каких структурных элементов состоит работа, количество глав, параграфов, количество наименований в списке использованных источников, а также объем работы в страницах).
Обычно введение окончательно оформляется, когда уже готов текст основной части курсовой работы. Каждая из указанных частей Введения начинается с ее заголовка и выделяется полужирным шрифтом.
Объем введения курсовой работы может равняться 1-3 страницам.
Работа с источниками и оформление списка источников. Имеются три группы источников, которые используются для написания работы:
- правовые акты: нормативные и индивидуальные;
- специальная литература: учебная, научная, иная (публикации в СМИ, статистические справочники, доклады и выступления и др.). К специальной литературе относятся источники на иностранных языках. Специальные источники существуют в виде книг, статей, в иной печатной либо электронной форме;
|
|
- материалы юридической практики и архивные материалы (содержат опубликованную практику, неопубликованную практику и архивные материалы).
Лишь специальная литература может непосредственно формировать материал работы – содержащиеся в них положения при условии осмысления студентом допускается включать в текст работы. Работа с правовыми актами должна отражать результаты их анализа студентом и по возможности не дублировать их текст.
Как адаптированные, так и дословные заимствования должны сопровождаться ссылками на источник. Отличие между адаптированными и дословными заимствованиями из источников заключается в том, что дословные заимствования оформляются в кавычках.
Следует обратить внимание на обусловленные научным стилем языка способы изложения в работе собственных идей студента:
По нашему мнению, … / На наш взгляд,... / Как представляется,... / Полагаем, что... / Думается, что... / Считаем целесообразным … / Предлагаем … / Следовало бы…
Работа с правовыми актами. Любой правовой акт, требующийся для подготовки работы, необходимо изучать и использовать в действующей редакции с учетом изменений и дополнений.
Источниками правовой информации, соответствующими указанным требованиям, являются Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (www.pravo.by), правовые базы «Эталон», «КонсультантПлюс».
Использование в курсовой работе нормативных правовых актов в устаревшей редакции не допустимо за исключением случаев, когда проводится историческое исследование развития норм законодательства или сравнение. При этом акты в недействующей редакции должны быть приведены в Списке использованных источников.
Адаптированные и дословные заимствования сопровождаются ссылками на источник – правовой акт, оформляемыми как и ссылки на литературу (в виде квадратных скобок).
В соответствии с выделением трех групп источников (правовые акты, специальная литература и материалы юридической практики) структурируется и Список использованных источников в работе.
|
|
Список правовых актов формируется с учетом их юридичесой силы и хронологии в следующем порядке:
- нормативные правовые акты Республики Беларусь, в т.ч. международные нормативные правовые акты, ратифицированные Республикой Беларусь;
- индивидуальные правовые акты;
- недействующие нормативные правовые акты Республики Беларусь;
- действующие международные правовые акты, не ратифицированные Республикой Беларусь;
- недействующие международные правовые акты, не ратифицированные Республикой Беларусь;
- действующие акты законодательства зарубежных стран;
- недействующие акты законодательства зарубежных стран.
Списки специальной литературы, а также материалы практики и архивные материалы формируются в алфавитном порядке фамилий первых авторов и (или) заглавий (названий материалов). Источники на иностранных языках отражаются в конце списка специальной литературы.
Иную последовательность размещения использованных источников студент может избрать только по согласованию с научным руководителем, что должно быть обусловлено особенностями темы.
Ссылки на источники в тексте работы следует давать, проставляя после использованного источника в квадратных скобках порядковый номер источника из списка использованных источников и номер страницы, части правового акта и т.п., на которые дается ссылка. Например, [14, с. 26], [18, ст. 2].
Нельзя включать в список использованных те источники, на которые не даны ссылки в тексте работы.
Использование текста других авторов без ссылок на них не допускается и является плагиатом.
Оформление списка использованных источников следует осуществлять с учетом правил, установленных Приложением 2 к Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденных постановлением Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 22 февраля 2006 г. № 2. Некоторые примеры описания источников приведены в Приложении 4 данных рекомендаций.
Несоблюдение правил оформления источников в Списке использованных источников является ошибкой, за которую снижается отметка по курсовой работе.
Общие рекомендации по подготовке Заключения. Заключение – важный структурный элемент курсовой работы, в котором подводятся итоги исследования. В нем необходимо системно и последовательно изложить наиболее важные положения (выводы), предложения по работе.
Выводы и предложения, сформулированные в главах и параграфах, содержательно повторяются в Заключении как структурной части курсовой работы. Общий вывод в конце Заключения – ответ на поставленную цель.
Выводы и предложения должны быть ясными, четкими, однозначными, непротиворечивыми, изложены с использованием научного стиля.
Объем заключения, как правило, составляет около двух-трех страниц. Аргументация, доказательства и анализ в заключении не допускаются.
Вычитывание текста курсовой работы. Вся работа должна быть вычитана и проверена. В любой работе имеются и такие положения, заметить ошибки в которых можно только при их сопоставлении. Подобное надо сравнивать с подобным – рекомендуется сравнивать написание одних и тех же положений, реквизитов, фиксируемых в работе несколько раз. Например, должны быть идентичными: названия глав, параграфов в оглавлении и тексте работы; обозначения правового акта при каждом его упоминании в тексте работы и списке использованных источников (с учетом принятых особенностей оформления данного списка); сведения об авторе применяемого источника при каждом его упоминании в тексте работы и списке использованных источников (с учетом принятых особенностей оформления данного списка); приведенные в оглавлении номера страниц частей работы и фактические номера страниц, на которых начинаются соответствующие части, а также указанное в конце Введения количество глав, параграфов, Приложений тому, из чего реально состоит курсовая работа.