Денежно-кредитная система Беларуси

Денежно-кредитная система Республики Беларусь яв­ляется системой открытого рыночного типа. Денежно-кре­дитное регулирование осуществляется преимущественно экономическими методами на уровне банковской системы. Правовой основой денежно-кредитного регулирования яв­ляются Основные направления денежно-кредитной поли­тики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываемые и утверждаемые правлением Национального банка.

Денежная система функционирует в соответствии с при­нятым в декабре 1990 г. Законом «О национальном банке РБ» и последующими законодательными актами, определя­ющими законодательными актами. В 1992 г. в оборот был введен белорусский рубль, который вначале обращался па­раллельно с рублем бывшего СССР и использовался только к наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котировать­ся на валютной бирже, в октябре 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средс­твом на территории республики.

В соответствии с Законом «О банках и банковской де­ятельности в РБ» и ст. 136 Конституции РБ в стране сфор- міірована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки (унитарные, акционерные, в том числе с участием государства и иност­ранного капитала) и небанковские финансовые организа­ции (второй уровень). Правовой основой функционирова­ния национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс РБ, вступивший в силу с 1 ян­варя 2001 г.

Банковский сектор Республики Беларусь на 1 января 2010 г. включал 32 действующих банка. Доминирующие по­зиции на нем занимают банки государственной формы собс­твенности, структура совокупного уставного фонда банков­ского сектора в 2009 году претерпела серьезные изменения.

Сохранение привлекательности финансового сектора Республики Беларусь для иностранных инвесторов (в том числе осуществление продажи ОАО «БПС-Банк» Сбер­банку России) обусловило значительный рост в 2009 году доли нерезидентов в совокупном уставном фонде банковс­кого сектора с 17 % до 27,3 %, и увеличение количества бан­ков, контролируемых иностранным капиталом, с 20 до 23. В то же время доля государственных органов и юридичес­ких лиц, основанных на государственной форме собствен­ности, снизилась с 80,5 % до 70 %, количество государствен­ных банков сократилось с 5 до 4; количество частных банков сократилось с 6 до 5. По состоянию на 1 января 2010 г. инди­видуальные международные рейтинги имели 10 банков, при этом 8 из них были присвоены рейтинги агентством Fitch Ratings, 6 - агентством Moody’s Investors Service и 1 бан­ку - агентством Standard & Poor’s.

Уровень концентрации в банковском секторе за 2009 год снизился. В начале 2010 года на долю 5 крупнейших банков приходилось 84 % активов и 76,9 % капитала банковского сектора (в начале 2008 года - 85,1 и 82,2 % соответственно). Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана, рассчитанного по активам, на 1 января 2010 г. составило 0,2495 (в 2008 г. - 0,2363), индекса Джини - 0,817 (в 2008 г. - 0,821).

Общий объем заработанной банковским сектором в 2009 году прибыли составил 1084,2 млрд рублей, что в 1,5 раза превышает аналогичный показатель 2008 года. Однако рен­табельность активов (до вычета налогов) в 2009 году возрос­ла незначительно - с 1,90 до 1,96 %, рентабельность капита­

ла (до вычета налогов) существенно снизилась - с 13,03 до 11,93 %, что было обусловлено высокими темпами наращи­вания капитала банковского сектора в конце 2009 года.

Выделение составных элементов в структуре рентабель­ности капитала показывает, что основными факторами, ока­завшими в 2009 году понижающее влияние на рост рента­бельности капитала, стали снижение доходности активов, взвешенных с учетом риска, а также маржи прибыли. В IV квартале 2009 г. дополнительным сдерживающим фактором стало уменьшение финансового левириджа.

Ухудшилось качество кредитов, предоставленных юри­дическим лицам, высокие темпы роста проблемной задол­женности в 2009 году были характерны для предприятий и организаций, занятых во всех отраслях экономики. Осо­бенно в 2009 году возрос объем проблемных кредитов, предоставленных предприятиям промышленности, - на 849,1 млрд рублей (в 3,1 раза), предприятиям, осуществля­ющим операции с недвижимым имуществом и предоставля­ющим потребителям услуги по аренде и прочие услуги, - на 425,3 млрд рублей (в 23,3 раза), а также предприятиям сель­ского хозяйства - на 396 млрд рублей (в 3 раза).

Объем проблемных кредитов населению вырос в 2009 году на 78,9 млрд рублей, или в 2 раза, при этом наибольшие трудности физические лица испытывали при обслуживании кредитов, полученных в иностранной валюте. Несмотря на то что за 2009 год остаток задолженности населения перед банками в иностранной валюте значительно сократился, проблемная задолженность росла темпами, намного превы­шающими их рост в белорусских рублях, - 190,2 процента и 36 % соответственно.

К началу 2010 года объем проблемных активов банковско­го сектора достиг 3,01 трлн рублей, доля проблемных активов в общей сумме активов банковского сектора, подверженных кредитному риску, увеличилась с 1,68 % на 1 января 2009 г. до 4,24 % на начало 2010 года. Доля проблемной задолжен­ности предприятий, занятых в промышленности и сельском хозяйстве, сложилась на уровне, превышающем 5 %.

Объемы внешних заимствований банковского сектора на I января 2010 г. достиг 3547,2 млн долларов США. В струк­туре внешнего долга банковского сектора по состоянию на

1 января 2010 г. преобладали средства, привлеченные на срок более 1 года.

Для восстановления ценовой конкурентоспособности белорусской продукции на фоне значительного ухудшения внешнеэкономической ситуации 2 января 2009 г. была про­изведена разовая корректировка обменного курса белорус­ского рубля. Обменный курс белорусского рубля к доллару США снизился на 20,5 %, к евро - на 20,3 %, к российскому рублю - на 17,3 %. Одновременно Национальный банк пере­шел к использованию нового механизма привязки курса бе­лорусского рубля к корзине иностранных валют, в которую вошли с равными долями доллар США, евро и российский рубль. На момент введения корзины ее стоимость состави­ла 960 белорусских рублей. Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение си­туации на внешних рынках коридор колебаний стоимости корзины иностранных валют был установлен в пределах плюс/минус 10 процентов от центрального значения.

На 1 января 2010 г. стоимость корзины иностранных ва­лют составила 1036,27 рубля, увеличившись по сравнению со 2 января 2009 г. на 7,9 процента.

К началу 2008 г. в обращении находилось 4,8 млн кар­точек международных и внутренних систем расчетов (при­рост за год составил 24 %). Количество функционирующих банкоматов достигло 2025 единиц (прирост 31 %), инфо- киосков - 1360 (прирост 39 %), платежных терминалов в организациях торговли и сервиса - 9205 (прирост 52 %). Количество организаций торговли (сервиса), оснащенных платежными терминалами, увеличилось до 6654. За истек­ший год их число возросло на 36 % (на 1775 единиц).

Работа банков Республики Беларусь в автоматизирован­ной системе межбанковских расчетов (АС МБР) в 2007 г. характеризуется следующими показателями: проведено 52,6 млн платежей на сумму 510 трлн руб. Количество про­веденных платежей в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом возросло на 8,5 процента, сумма - на 8,2 процента. В 2007 г. среднедневной оборот составил 2 трлн руб. (208,9 тыс. платежей). Указанные цифры отражают общее повышение деловой активности хозяйствующих субъектов в 2007 г., увеличение объемов совершаемых банками опе­

раций на валютном и фондовом рынках, а также на рынке межбанковских ресурсов.

В 2009 г. завершена модернизация центрального вычис­лительного комплекса и реализация банками мероприятий, обеспечивающих формирование и передачу на обработку в АС МБР полноформатных электронных платежных доку­ментов и их архивирование, принятие мер по повышению надежности автоматизированных банковских систем поз­волили осуществить перевод всех межбанковских платежей на обработку в гибридную систему BISS.

В 2009 году в системе BISS проведено 56 387,9 тыс. пла­тежей (среднедневное количество платежей - 221,1 тыс. единиц) на сумму 1 191 7.77,0 млрд руб. (среднедневной оборот по сумме - 4 673,6 млрд руб.). Количество пла­тежей, проведенных в системе BISS в 2009 году, по срав­нению с 2008 годом сократилось на 2,5 процента, сумма платежей увеличилась на 55,3 процента. Несвоевременно исполненные (аннулированные) платежи из-за недоста­точности денежных средств на корреспондентских счетах банков отсутствовали. Параметр доступности АС МБР для банков в 2009 году составил 99,97 % дневного фонда рабо­чего времени.

В функциональном компоненте АС МБР - гибридной системе BISS реализованы процедуры управления кредит­ным риском и риском ликвидности на основе разделения платежного потока на срочные (обработка в режиме реаль­ного времени) и несрочные (проведение расчетов на основе петтинга) электронные платежные документы, предостав­ления возможности получения комплексной информации о состоянии корреспондентского счета банка - участника, осуществления Национальным банком постоянного мони­торинга межбанковских расчетов в режиме on-line, контро­ля состояния расчетов банков и очереди ожидания средств, а также другие меры по ограничению рисков.

Для минимизации риска ликвидности Национальным банком применяются экономические меры по регулирова­нию межбанковских расчетов, направленные на обеспече­ние равномерности распределения платежного потока в те­чение операционного цикла.

Ценовая политика Национального банка в сфере оказа­ния расчетных услуг основана на дифференциации тарифов

в зависимости от времени передачи банками электронных платежных документов в систему. Установление более вы­сокой стоимости услуг к концу операционного дня привело к увеличению по сравнению с 2008 годом количества доку­ментов, поступающих от банков в систему BISS в первой половине операционного дня, на 3,5 процентного пункта.

Реализация комплекса мер нормативно-правового и программно-технического характера позволила сократить в 2009 году продолжительность операционного дня системы BISS на 1 час, что показательно с точки зрения снижения расчетного риска в платежной системе. При этом продол­жительность операционного времени для приема клиент­ских платежей не сокращалась.

Завершена модернизация распределенного центра дан­ных программно-технического комплекса АС МБР, введена в промышленную эксплуатацию вторая очередь телеком­муникационной сети, что позволило повысить производи­тельность, емкость, пропускную способность и надежность сетей, снизить риск сбоев и отказов в программно-техничес- кой инфраструктуре за счет устранения «единичных точек отказа» оборудования каналов связи между основным и ре­зервным вычислительными центрами.

Закончена модернизация Центрального архива межбан­ковских расчетов, посредством которой банкам предоставле­на возможность централизованного хранения электронных документов по межбанковским расчетам в Национальном банке.

В 2009 году разработан каталог угроз в АС МБР, содер­жащий описание всех угроз, меры по их нейтрализации и снижению возможного ущерба. В каталоге определяются основные подходы к оценке критичности объектов угроз в АС МБР, результатом которой является установление сте­пени значимости каждого критичного ресурса АС МБР при проведении межбанковских расчетов.

Управление рисками в платежной системе осуществля­лось на базе мероприятий, направленных на достижение полного соответствия Ключевым принципам для системно значимых платежных систем, разработанным Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (г. Базель, Швейцария).

6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси

Бюджетная система. Бюджетная система - это основан­ная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на терри­тории страны. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 113) бюджетная система Республики Беларусь включа­ет республиканский и местный бюджеты. Доходы бюдже­та формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды.

Первый Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе в Республике Беларусь» был принят в июне 1993 г., заменив действовавший с 1991 г. Закон «О бюджетных правах Республики Беларусь и местных Советов народных депутатов Республики Беларусь». Он устанавливал основ­ные понятия бюджетной системы и принципы организации бюджетного устройства в республике как самостоятельном независимом государстве. В мае 1998 г. был принят Закон Республики Беларусь «О бюджетной классификации Рес­публики Беларусь». С середины 1998 г. вступил в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О бюджетной сис­теме Республики Беларусь и государственных внебюджет­ных фондах», которая обеспечивала необходимую для соот- нетствующего анализа республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

За период 2006-2009 г. отменено 17 налоговых плате­жей, 34 самостоятельных сбора и платы включено в состав государственной пошлины.

С 1 января 2009 года в налоговом законодательстве был реализован ряд мероприятий по дальнейшему снижению налоговой нагрузки на экономику и упрощению налогооб- южения. В их числе:

уменьшение ставки сбора в республиканский фонд под­держки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1 % выручки; и дальнейшее его упразднение с 1 января 2010 г.;

установление единых ставок местного налога с продаж и местного налога на услуги в размере 5 % и его последующая in мена с 2010 г.; уменьшение с 5 до 3 % ставки налога на приобретение ав­томобильных транспортных средств;

исключение из объекта обложения налогом на недвижи­мость активной части основных производственных фондов.

С 1 января 2009 года в отношении доходов физических лиц установлена единая ставка подоходного налога в разме­ре 12 % вместо существовавшей ранее прогрессивной шкалы ставок от 9 до 30 %. Для индивидуальных предпринимате­лей установлена единая ставка подоходного налога в разме­ре 15%. Одновременно был увеличен размер стандартного налогового вычета до 250 тыс. руб. в месяц в отношении до­ходов, не превышающих 1,5 млн руб. в месяц.

Установление единой ставки подоходного налога с уве­личением размера налогового вычета обеспечило сущест­венное упрощение налогообложения и снижение налоговой нагрузки на граждан. В общую систему налогообложения налогом на прибыль включены доходы юридических лиц от реализации (погашения) ценных бумаг.

В настоящее время в состав налоговой системы респуб­лики входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности типичное предпри­ятие на регулярной основе исчисляет и уплачивает только налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги.

В 2008-2009 годах реализован комплекс мероприятий, позволяющих предприятиям и предпринимателям, размер годовой выручки у которых не превышает 3,5 млрд рублей, применять упрощенную систему налогообложения, суть которой заключается в возможности платить один налог по ставке 8 % от валовой выручки (5 % - для предприятий, расположенных в сельских населенных пунктах и малых городах). В рамках упрощенной системы налогообложения действует также упрощенный порядок ведения бухгалтерс­кого учета и статистической отчетности.

Обеспечено дальнейшее упрощение порядка взимания

экологического налога.

Завершение кодификации налогового законодательства и введение в действие Особенной части Налогового кодек-; са. С 1 января 2010 года вступила в силу Особенная часть: Налогового кодекса, ставшая единым налоговым законом,

который объединил в себе порядок применения всех рес­публиканских и местных налогов, сборов (пошлин), а также особых режимов налогообложения. По каждому налогово­му платежу в ней установлены все обязательные элементы налогообложения, такие как состав плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, размеры налоговых ста­вок, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сборов (пошлин), сроки их уплаты и предоставле­ния налоговым органам налоговых деклараций (расчетов) о суммах, подлежащих уплате в бюджет.

Упрощение процедур налогового контроля и налогово­го администрирования. В этих целях плательщикам дана возможность предоставления в налоговые органы налого­вых деклараций (расчетов) в электронном виде, отменена обязанность подачи «пустых» деклараций (расчетов) при отсутствии объектов налогообложения, значительно сокра­щено, количество случаев представления в налоговые ор­ганы сведений и документов. Такие сведения и документы налоговые органы напрямую получают от уполномоченных органов и организаций по принципу «одного окна».

С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Его разработка была продиктована необходимостью обеспечить полное системное регулиро­вание правовых норм, на основе которых осуществляется бюджетный процесс.

Сферой правового регулирования Бюджетного кодекса определены отношения, возникающие в процессе составле­ния, рассмотрения, утверждения и исполнения республи­канского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государс- I пенных внебюджетных фондов. В состав Кодекса вошли нормы действовавших ранее законов в этой сфере - в значи­тельно расширенном и актуализированном виде, и введены новые положения, необходимые для решения вопросов, сто­ящих в настоящее время перед экономикой. В Кодекс вклю­чены нормы, регулирующие основные положения состав­ления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных пюджетов, что дает возможность для совершенствования системы межбюджетных отношений, повышения ответс- I ценности и заинтересованности местных органов власти в эффективности использования бюджетных средств.

В рамках систематизации бюджетного законодательства в Бюджетном кодексе пересмотрен понятийный аппарат, терминология изложена в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и актами Президента Республики Бе­ларусь. Учтена практика применения Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», других законо­дательных актов, регулирующих вопросы бюджетных отно­шений, и положительный опыт формирования бюджетного законодательства в странах СНГ и других государствах.

На постоянной основе установлено разграничение доход­ных источников и расходных полномочий между бюджетами разного уровня бюджетной системы Республики Беларусь на основе сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов и с учетом закрепленных за ними функций.

В отдельный раздел Бюджетного кодекса выделены воп­росы межбюджетных отношений, включая формы финансо­вой помощи нижестоящим бюджетам, условия и порядок ее предоставления. С учетом допустимых параметров финан­совой безопасности Республики Беларусь в законопроек­те установлены основные нормы в области заимствований местных бюджетов. В Кодекс включены вопросы формиро­вания бюджета в разрезе бюджетных программ и в состав бюджетной классификации включена программная класси­фикация расходов бюджета. Функциональная классифика­ция расходов бюджета по разделам и подразделам устанав­ливается согласно приложению к Кодексу. Предусмотрено > внедрение метода среднесрочного финансового планиро­вания (3-летнее бюджетное планирование) и других сов­ременных подходов бюджетной политики. Нормы Кодекса; учитывают опыт применения бюджетного законодательства в странах СНГ и современные методологические подходы к его разработке, гармонизированы с бюджетным законода­тельством в рамках Союзного государства и ЕврАзЭС.

Исполнение бюджета в 2009 году определялось негатив­ным влиянием мирового финансово-экономического кри­зиса на экономику республики.

Объем ВВП за 2009 год составил 100,2 % к уровню 2008 года, производство промышленной продукции - 97,2 %, сельского хозяйства - 101,3 %, инвестиций в основ­

ной капитал - 108,6 %, объем внешней торговли товарами и услугами - 70,1 %. Инфляция на потребительском рынке составила 110,1 % (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года).

Снижение экономической активности обусловило со­кращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд руб­лей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее - ФСЗН). В реальном выражении это на 15,4 % меньше (скорректировано на индекс потребитель­ских цен), чем за 2008 год (приложение 1). Удельный вес до­ходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9 % (в 2008 году - 50,6%).

Основными доходными источниками консолидирован­ного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в дохо­дах консолидированного бюджета составила 45,1 %. При этом 19,2 % всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7 % - налоговых до­ходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2 % нсех доходов консолидированного бюджета, Расходы кон­солидированного бюджета в 2009 году профинансированы п сумме 63 766 млрд рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения - 14 679,3 млрд рублей. По сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюд­жета в реальном выражении сократились на 11,6 %.

В условиях воздействия на экономику страны мирового финансово-экономического кризиса основными задачами в области политики расходов бюджета в 2009 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социаль­ных услуг, поддержка реального сектора экономики и реа­лизация программы жилищного строительства.

При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета по сравнению с 2008 годом расходы на «Социаль­ную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выраже­нии на 1,9 %. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов но кредитам, выданным на жилищное строительство граж­данам, атакже на оказание финансовой помощи семьям, вос- пп I ывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем

в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная по­литика» в 2009 году в структуре расходов консолидирован­ного бюджета составил 29,2 %, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 3,9 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно предыду­щего года сократились в реальном выражении.

Ресурсы бюджета на государственную поддержку пред­приятий, главным образом, направлялись на наиболее эффективный ее вид - на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами. Это применялось в отношении не всех предприятий, а только тех, которые реа­лизуют высокоокупаемые, импортозамещающие проекты, и имеющие высокий экспортный потенциал.

В 2009 году было продолжено совершенствование форм поддержки государством реального сектора экономики. Введен новый механизм стимулирования продаж белорус­ской продукции на экспорт - компенсация части процентов по кредитам Сбербанка России на приобретение отечествен­ной техники в Российской Федерации. За счет бюджетных средств стимулируется внутренний спрос на отечественную продукцию, предусматривающий предоставление на льгот­ных условиях кредитов гражданам на приобретение отечес­твенной техники.

Создан национальный лизинговый оператор - ОАО «Промагролизинг» - для приобретения отечественной тех­ники и ее реализации на условиях минимальных первона­чальных платежей.

В.условиях сокращения доходов консолидированного бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом были огра­ничены расходы бюджетных организаций на оплату услуг транспорта, связи, закупок для текущей деятельности, теку­щие ремонты в бюджетных организациях. В результате теку­щие расходы консолидированного бюджета за 2009 год были на 12,6 % (в реальном выражении) ниже уровня 2008 года. В структуре расходов бюджета в разрезе экономической классификации текущие расходы занимали 74,7 %, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее - 18,4 %, обслуживание государственно­го долга -1,7 %.

В 2009 году были сокращены расходы на приобретение товаров длительного пользования и капитальные ремонты, на финансирование государственной инвестиционной про­граммы, при этом обеспечено первоочередное финансирова­ние объектов, ввод в действие которых был запланирован в 2009 году. В целом капитальные расходы за 2009 год профи­нансированы на 23,9 % меньше уровня 2008 года, а их доля в расходах бюджета составила 17,5 %.

В 2009 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 958,3 млрд рублей, или 0,7 % к ВВП (в 2008 году профицит составлял 1 852 млрд рублей, или 1,4% к ВВП).

Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2009 году сложились на 52,2 % из расходов рес­публиканского бюджета и 47,8 % - расходов местных бюд­жетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2009 году составил 65,7 %.

Доходы республиканского бюджета за 2009 год с уче­том Фонда социальной защиты населения составили 46 818,8 млрд рублей, расходы - 46 326,2 млрд рублей, про­фицит - 492,6 млрд рублей (0,4% к ВВП).

6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси

Социальный императив является обязательным требо­ванием обеспечения приоритетности социального начала, социального качества в разработке и реализации государс­твенной политики вообще и в регулировании экономичес­кого развития в частности. Он реализуется в основном че­рез социальную политику государства. Цели социальной политики реализуются, как правило, посредством осущест- нления стратегических и тактических программ и прогно­зов социально-экономического развития страны, содержа­щих как задающие социальные блоки и параметры, так и средства и механизмы их достижения, а также посредством разработки и выполнения целевых социальных программ.

Найболее важными из них являются:

> Государственная программа «Культура»;

>- Республиканская программа «Здоровье»;

> Национальная жилищная программа;

> Государственная программа развития спорта и туризма;

> Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»;

> Программа государственной поддержки творчески одаренных детей и молодежи;

> Г [резиденте кия программа «Дети Беларуси», в ее со­став входят целевые подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Развитие индустрии детско­го питания» и т.д.

В качестве международного обобщающего социального индикатора, характеризующего достигнутый уровень раз­вития человеческого потенциала, используется Индекс раз­вития человеческого потенциала, (ИРЧП). Для Беларуси по сравнению с данными 2004 г. он вырос с 0,794 до 0,804 (в 2005 г.). По этому показателю наша страна переместилась с 67-го на 64-е место в мире. Преодолев пороговый пока­затель 0,800, Республика Беларусь перешла из категории стран со средним уровнем развития человеческого потенци­ала в категорию стран с высоким уровнем развития челове­ческого потенциала. Увеличение ИРЧП произошло:

34) рост ВВП на душу населения по паритету покупа­тельной способности в 2005 году. В Докладе 2007 года ВВП на душу населения по паритету покупательной способнос­ти определен в размере 7918 долларов США (в Докладе 2006 года, где использовались данные за 2004 год, этот по­казатель составлял 6970 долларов США);

35) увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении с 68,2 лет до 68,7 лет.

Опередив Российскую Федерацию (67-е место с пока­зателем ИРЧП 0,802), Республика Беларусь стала лидером среди государств - участников СНГ по показателю Индекса развития человеческого потенциала. Например, Казахстан находится на 73-й позиции с показателем ИРЧП 0,794, Ук­раина занимает 76-е место с показателем ИРЧГ1 0,788, Ар­мения находится на 83-м месте с показателем ИРЧП 0,775, Грузия занимает 96-е место с показателем ИРЧП 0,754, Азербайджан - на 98-м месте с показателем ИРЧП 0,746.

Программа развития ООН сделала пересчет ИРЧП для Беларуси, начиная с 1990 года, по новой методологии под­счета, применяемой с 2004 года. В результате пересчета уточненный показатель ИРЧП, составлявший 0,790 в до­кризисном 1990 году, упал до значения 0,755 в 1995 году, а затем постепенно стабильно повышался, впервые достигнув нынешнего значения 0,804.

Согласно Докладу ПРООН о развитии человека 2007 г. Беларусь занимает седьмое место в мире по уровню грамот­ности взрослого населения (99,6 %). Страна занимает 33-ю позицию по совокупному валовому коэффициенту охвата населения начальным, средним и высшим образованием (88,7 %), опережая такие высокоразвитые страны, как Гер­мания (88,0 %), Япония (85,9 %), Швейцария (85,7 %), Люк­сембург (84,7 %). В совокупности Беларусь занимает 26-е место в мире по одному из наиболее важных статистических показателей - индексу уровня образования.

По удельному весу государственных расходов на обра­зование (6 % от ВВП) Беларусь остается одним из лидеров на постсоветском пространстве. Для примера аналогичные показатели у Латвии и Эстонии составляют 5,3 %, у Лит­вы - 5,2 %, у России - 3,6 %, у Казахстана - 2,3 %. Выше этот показатель только у Украины (6,4 %). По удельному весу государственных расходов на образование Беларусь также опережает такие высокоразвитые страны, как Австралия (4,7 % от ВВП), Канада (5,2 %), Ирландия (4,8 %), Япония (3,6 %), Нидерланды (5,4 %), Франция (5,9 %), США (5,9 %), Испания (4,3 %), Австрия (5,5 %), Великобритания (5,4 %), Италия (4,7 %), Германия (4,6 %), Португалия (5,7 %).

По удельному весу расходов на здравоохранение (6,2 % от ВВП) Беларусь опережает 22 страны с высоким уров­нем развития человеческого потенциала, включая Эстонию (5,3 %), Румынию (5,1 %) и Россию (6,0 %). Беларусь входит к число сорока стран, где все роды принимаются квалифи­цированным медицинским персоналом. Страна занимает I ретье место в мире по количеству врачей (455) на сто тысяч человек населения. Большим количеством врачей распола- I лют только Куба (591) и Сент-Люсия (517).

Беларусь достигла значительных успехов в борьбе с де- I < кон смертностью (в возрасте до пяти лет всего 12 случаев

на тысячу живорожденных малышей). В Украине этот пока­затель составляет 17 случаев, в России - 18 случаев, в Мол­дове - 16 случаев, в Казахстане - 73 случая. В других стра­нах СНГ детская смертность еще выше. В Беларуси детская смертность ниже, чем в таких странах ЕС, как Болгария (15 случаев) и Румыния (19 случаев). Беларусь имеет также наиболее благополучный среди стран СНГ показатель ма­теринской смертности (18 случаев на сто тысяч живорож­денных). В России этот показатель составляет 28 случаев, в Украине - 18 случаев, в Молдове - 22 случая, в Казахс­тане - 140 случаев, в Армении - 39 случаев, в Грузии - 66 случаев, в Азербайджане - 82 случая. В отношении ма­теринской смертности в Беларуси ситуация лучше, чем в таких странах ЕС, как Эстония (25 случаев) и Румыния (24 случая).

Беларусь входит в число тридцати четырех государств мира, где все население имеет устойчивый доступ к источ­никам питьевой воды улучшенного качества. Такого пока­зателя не достигла ни одна другая страна СНГ.

В Докладе были рассмотрены и гендерное развитие РБ так, исходя из Доклада, 29,8 % мест в белорусском парла­менте занимают женщины (до выборов в октябре 2008 г.). По этому показателю Беларусь значительно опережает не только все страны СНГ (в России - 8 %, в Украине - 8,7 %, в Казахстане - 8,6 %, в Молдове - 21,8 %), но и многие на­иболее высокоразвитые государства мира (во Франции - 13,9 %, в США - 16,3 %, в Ирландии - 14,2 %, в Великоб­ритании - 19,3 %, в Италии - 16,1 %). Из двадцати семи государств ЕС Беларусь опережает девятнадцать стран. По такому показателю, как отношение оценки дохода от основ­ной деятельности женщин к доходу мужчин, Беларусь (0,63) опережает шестнадцать государств ЕС и находится на одном уровне с США. Параллельно с ИРЧГ1 рассчитывается Ин­декс развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ), кото­рый измеряет достижения в человеческом развитии по трем измерениям ИРЧП (долгая и здоровая жизнь, образование: и достойный уровень жизни), но с учетом диспаритета в до­стижениях женщин и мужчин. ИРГФ - это тот же ИРЧП, но адаптированный путем прибавления «штрафных очков»

за отсутствие гендерного равенства. Чем больше гендерный диспаритет в основе человеческого развития, тем меньше ИРГФ страны по отношению к ее ИРЧГ1. Так ИРГФ РБ в 2004 г. составил - 0,793. Значение ИРГФ Беларуси состав­ляет 99,9 % от значения ее ИРЧП (0,794). За исключением 136 стран, которые имеют равное значение ИРЧП и ИРГФ, только 6 стран имеют лучший показатель, чем Беларусь и это, скорее всего, говорит не в нашу пользу.

Тема 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: