Денежно-кредитная система Республики Беларусь является системой открытого рыночного типа. Денежно-кредитное регулирование осуществляется преимущественно экономическими методами на уровне банковской системы. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываемые и утверждаемые правлением Национального банка.
Денежная система функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О национальном банке РБ» и последующими законодательными актами, определяющими законодательными актами. В 1992 г. в оборот был введен белорусский рубль, который вначале обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только к наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, в октябре 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики.
В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в РБ» и ст. 136 Конституции РБ в стране сфор- міірована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки (унитарные, акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финансовые организации (второй уровень). Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс РБ, вступивший в силу с 1 января 2001 г.
Банковский сектор Республики Беларусь на 1 января 2010 г. включал 32 действующих банка. Доминирующие позиции на нем занимают банки государственной формы собственности, структура совокупного уставного фонда банковского сектора в 2009 году претерпела серьезные изменения.
Сохранение привлекательности финансового сектора Республики Беларусь для иностранных инвесторов (в том числе осуществление продажи ОАО «БПС-Банк» Сбербанку России) обусловило значительный рост в 2009 году доли нерезидентов в совокупном уставном фонде банковского сектора с 17 % до 27,3 %, и увеличение количества банков, контролируемых иностранным капиталом, с 20 до 23. В то же время доля государственных органов и юридических лиц, основанных на государственной форме собственности, снизилась с 80,5 % до 70 %, количество государственных банков сократилось с 5 до 4; количество частных банков сократилось с 6 до 5. По состоянию на 1 января 2010 г. индивидуальные международные рейтинги имели 10 банков, при этом 8 из них были присвоены рейтинги агентством Fitch Ratings, 6 - агентством Moody’s Investors Service и 1 банку - агентством Standard & Poor’s.
Уровень концентрации в банковском секторе за 2009 год снизился. В начале 2010 года на долю 5 крупнейших банков приходилось 84 % активов и 76,9 % капитала банковского сектора (в начале 2008 года - 85,1 и 82,2 % соответственно). Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана, рассчитанного по активам, на 1 января 2010 г. составило 0,2495 (в 2008 г. - 0,2363), индекса Джини - 0,817 (в 2008 г. - 0,821).
Общий объем заработанной банковским сектором в 2009 году прибыли составил 1084,2 млрд рублей, что в 1,5 раза превышает аналогичный показатель 2008 года. Однако рентабельность активов (до вычета налогов) в 2009 году возросла незначительно - с 1,90 до 1,96 %, рентабельность капита
ла (до вычета налогов) существенно снизилась - с 13,03 до 11,93 %, что было обусловлено высокими темпами наращивания капитала банковского сектора в конце 2009 года.
Выделение составных элементов в структуре рентабельности капитала показывает, что основными факторами, оказавшими в 2009 году понижающее влияние на рост рентабельности капитала, стали снижение доходности активов, взвешенных с учетом риска, а также маржи прибыли. В IV квартале 2009 г. дополнительным сдерживающим фактором стало уменьшение финансового левириджа.
Ухудшилось качество кредитов, предоставленных юридическим лицам, высокие темпы роста проблемной задолженности в 2009 году были характерны для предприятий и организаций, занятых во всех отраслях экономики. Особенно в 2009 году возрос объем проблемных кредитов, предоставленных предприятиям промышленности, - на 849,1 млрд рублей (в 3,1 раза), предприятиям, осуществляющим операции с недвижимым имуществом и предоставляющим потребителям услуги по аренде и прочие услуги, - на 425,3 млрд рублей (в 23,3 раза), а также предприятиям сельского хозяйства - на 396 млрд рублей (в 3 раза).
Объем проблемных кредитов населению вырос в 2009 году на 78,9 млрд рублей, или в 2 раза, при этом наибольшие трудности физические лица испытывали при обслуживании кредитов, полученных в иностранной валюте. Несмотря на то что за 2009 год остаток задолженности населения перед банками в иностранной валюте значительно сократился, проблемная задолженность росла темпами, намного превышающими их рост в белорусских рублях, - 190,2 процента и 36 % соответственно.
К началу 2010 года объем проблемных активов банковского сектора достиг 3,01 трлн рублей, доля проблемных активов в общей сумме активов банковского сектора, подверженных кредитному риску, увеличилась с 1,68 % на 1 января 2009 г. до 4,24 % на начало 2010 года. Доля проблемной задолженности предприятий, занятых в промышленности и сельском хозяйстве, сложилась на уровне, превышающем 5 %.
Объемы внешних заимствований банковского сектора на I января 2010 г. достиг 3547,2 млн долларов США. В структуре внешнего долга банковского сектора по состоянию на
1 января 2010 г. преобладали средства, привлеченные на срок более 1 года.
Для восстановления ценовой конкурентоспособности белорусской продукции на фоне значительного ухудшения внешнеэкономической ситуации 2 января 2009 г. была произведена разовая корректировка обменного курса белорусского рубля. Обменный курс белорусского рубля к доллару США снизился на 20,5 %, к евро - на 20,3 %, к российскому рублю - на 17,3 %. Одновременно Национальный банк перешел к использованию нового механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, в которую вошли с равными долями доллар США, евро и российский рубль. На момент введения корзины ее стоимость составила 960 белорусских рублей. Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках коридор колебаний стоимости корзины иностранных валют был установлен в пределах плюс/минус 10 процентов от центрального значения.
На 1 января 2010 г. стоимость корзины иностранных валют составила 1036,27 рубля, увеличившись по сравнению со 2 января 2009 г. на 7,9 процента.
К началу 2008 г. в обращении находилось 4,8 млн карточек международных и внутренних систем расчетов (прирост за год составил 24 %). Количество функционирующих банкоматов достигло 2025 единиц (прирост 31 %), инфо- киосков - 1360 (прирост 39 %), платежных терминалов в организациях торговли и сервиса - 9205 (прирост 52 %). Количество организаций торговли (сервиса), оснащенных платежными терминалами, увеличилось до 6654. За истекший год их число возросло на 36 % (на 1775 единиц).
Работа банков Республики Беларусь в автоматизированной системе межбанковских расчетов (АС МБР) в 2007 г. характеризуется следующими показателями: проведено 52,6 млн платежей на сумму 510 трлн руб. Количество проведенных платежей в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом возросло на 8,5 процента, сумма - на 8,2 процента. В 2007 г. среднедневной оборот составил 2 трлн руб. (208,9 тыс. платежей). Указанные цифры отражают общее повышение деловой активности хозяйствующих субъектов в 2007 г., увеличение объемов совершаемых банками опе
раций на валютном и фондовом рынках, а также на рынке межбанковских ресурсов.
В 2009 г. завершена модернизация центрального вычислительного комплекса и реализация банками мероприятий, обеспечивающих формирование и передачу на обработку в АС МБР полноформатных электронных платежных документов и их архивирование, принятие мер по повышению надежности автоматизированных банковских систем позволили осуществить перевод всех межбанковских платежей на обработку в гибридную систему BISS.
В 2009 году в системе BISS проведено 56 387,9 тыс. платежей (среднедневное количество платежей - 221,1 тыс. единиц) на сумму 1 191 7.77,0 млрд руб. (среднедневной оборот по сумме - 4 673,6 млрд руб.). Количество платежей, проведенных в системе BISS в 2009 году, по сравнению с 2008 годом сократилось на 2,5 процента, сумма платежей увеличилась на 55,3 процента. Несвоевременно исполненные (аннулированные) платежи из-за недостаточности денежных средств на корреспондентских счетах банков отсутствовали. Параметр доступности АС МБР для банков в 2009 году составил 99,97 % дневного фонда рабочего времени.
В функциональном компоненте АС МБР - гибридной системе BISS реализованы процедуры управления кредитным риском и риском ликвидности на основе разделения платежного потока на срочные (обработка в режиме реального времени) и несрочные (проведение расчетов на основе петтинга) электронные платежные документы, предоставления возможности получения комплексной информации о состоянии корреспондентского счета банка - участника, осуществления Национальным банком постоянного мониторинга межбанковских расчетов в режиме on-line, контроля состояния расчетов банков и очереди ожидания средств, а также другие меры по ограничению рисков.
Для минимизации риска ликвидности Национальным банком применяются экономические меры по регулированию межбанковских расчетов, направленные на обеспечение равномерности распределения платежного потока в течение операционного цикла.
Ценовая политика Национального банка в сфере оказания расчетных услуг основана на дифференциации тарифов
в зависимости от времени передачи банками электронных платежных документов в систему. Установление более высокой стоимости услуг к концу операционного дня привело к увеличению по сравнению с 2008 годом количества документов, поступающих от банков в систему BISS в первой половине операционного дня, на 3,5 процентного пункта.
Реализация комплекса мер нормативно-правового и программно-технического характера позволила сократить в 2009 году продолжительность операционного дня системы BISS на 1 час, что показательно с точки зрения снижения расчетного риска в платежной системе. При этом продолжительность операционного времени для приема клиентских платежей не сокращалась.
Завершена модернизация распределенного центра данных программно-технического комплекса АС МБР, введена в промышленную эксплуатацию вторая очередь телекоммуникационной сети, что позволило повысить производительность, емкость, пропускную способность и надежность сетей, снизить риск сбоев и отказов в программно-техничес- кой инфраструктуре за счет устранения «единичных точек отказа» оборудования каналов связи между основным и резервным вычислительными центрами.
Закончена модернизация Центрального архива межбанковских расчетов, посредством которой банкам предоставлена возможность централизованного хранения электронных документов по межбанковским расчетам в Национальном банке.
В 2009 году разработан каталог угроз в АС МБР, содержащий описание всех угроз, меры по их нейтрализации и снижению возможного ущерба. В каталоге определяются основные подходы к оценке критичности объектов угроз в АС МБР, результатом которой является установление степени значимости каждого критичного ресурса АС МБР при проведении межбанковских расчетов.
Управление рисками в платежной системе осуществлялось на базе мероприятий, направленных на достижение полного соответствия Ключевым принципам для системно значимых платежных систем, разработанным Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (г. Базель, Швейцария).
6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси
Бюджетная система. Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 113) бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местный бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды.
Первый Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе в Республике Беларусь» был принят в июне 1993 г., заменив действовавший с 1991 г. Закон «О бюджетных правах Республики Беларусь и местных Советов народных депутатов Республики Беларусь». Он устанавливал основные понятия бюджетной системы и принципы организации бюджетного устройства в республике как самостоятельном независимом государстве. В мае 1998 г. был принят Закон Республики Беларусь «О бюджетной классификации Республики Беларусь». С середины 1998 г. вступил в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», которая обеспечивала необходимую для соот- нетствующего анализа республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
За период 2006-2009 г. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включено в состав государственной пошлины.
С 1 января 2009 года в налоговом законодательстве был реализован ряд мероприятий по дальнейшему снижению налоговой нагрузки на экономику и упрощению налогооб- южения. В их числе:
уменьшение ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1 % выручки; и дальнейшее его упразднение с 1 января 2010 г.;
установление единых ставок местного налога с продаж и местного налога на услуги в размере 5 % и его последующая in мена с 2010 г.; уменьшение с 5 до 3 % ставки налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов.
С 1 января 2009 года в отношении доходов физических лиц установлена единая ставка подоходного налога в размере 12 % вместо существовавшей ранее прогрессивной шкалы ставок от 9 до 30 %. Для индивидуальных предпринимателей установлена единая ставка подоходного налога в размере 15%. Одновременно был увеличен размер стандартного налогового вычета до 250 тыс. руб. в месяц в отношении доходов, не превышающих 1,5 млн руб. в месяц.
Установление единой ставки подоходного налога с увеличением размера налогового вычета обеспечило существенное упрощение налогообложения и снижение налоговой нагрузки на граждан. В общую систему налогообложения налогом на прибыль включены доходы юридических лиц от реализации (погашения) ценных бумаг.
В настоящее время в состав налоговой системы республики входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности типичное предприятие на регулярной основе исчисляет и уплачивает только налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги.
В 2008-2009 годах реализован комплекс мероприятий, позволяющих предприятиям и предпринимателям, размер годовой выручки у которых не превышает 3,5 млрд рублей, применять упрощенную систему налогообложения, суть которой заключается в возможности платить один налог по ставке 8 % от валовой выручки (5 % - для предприятий, расположенных в сельских населенных пунктах и малых городах). В рамках упрощенной системы налогообложения действует также упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности.
Обеспечено дальнейшее упрощение порядка взимания
экологического налога.
Завершение кодификации налогового законодательства и введение в действие Особенной части Налогового кодек-; са. С 1 января 2010 года вступила в силу Особенная часть: Налогового кодекса, ставшая единым налоговым законом,
который объединил в себе порядок применения всех республиканских и местных налогов, сборов (пошлин), а также особых режимов налогообложения. По каждому налоговому платежу в ней установлены все обязательные элементы налогообложения, такие как состав плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, размеры налоговых ставок, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сборов (пошлин), сроки их уплаты и предоставления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов) о суммах, подлежащих уплате в бюджет.
Упрощение процедур налогового контроля и налогового администрирования. В этих целях плательщикам дана возможность предоставления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде, отменена обязанность подачи «пустых» деклараций (расчетов) при отсутствии объектов налогообложения, значительно сокращено, количество случаев представления в налоговые органы сведений и документов. Такие сведения и документы налоговые органы напрямую получают от уполномоченных органов и организаций по принципу «одного окна».
С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Его разработка была продиктована необходимостью обеспечить полное системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется бюджетный процесс.
Сферой правового регулирования Бюджетного кодекса определены отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государс- I пенных внебюджетных фондов. В состав Кодекса вошли нормы действовавших ранее законов в этой сфере - в значительно расширенном и актуализированном виде, и введены новые положения, необходимые для решения вопросов, стоящих в настоящее время перед экономикой. В Кодекс включены нормы, регулирующие основные положения составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных пюджетов, что дает возможность для совершенствования системы межбюджетных отношений, повышения ответс- I ценности и заинтересованности местных органов власти в эффективности использования бюджетных средств.
В рамках систематизации бюджетного законодательства в Бюджетном кодексе пересмотрен понятийный аппарат, терминология изложена в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь. Учтена практика применения Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», других законодательных актов, регулирующих вопросы бюджетных отношений, и положительный опыт формирования бюджетного законодательства в странах СНГ и других государствах.
На постоянной основе установлено разграничение доходных источников и расходных полномочий между бюджетами разного уровня бюджетной системы Республики Беларусь на основе сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов и с учетом закрепленных за ними функций.
В отдельный раздел Бюджетного кодекса выделены вопросы межбюджетных отношений, включая формы финансовой помощи нижестоящим бюджетам, условия и порядок ее предоставления. С учетом допустимых параметров финансовой безопасности Республики Беларусь в законопроекте установлены основные нормы в области заимствований местных бюджетов. В Кодекс включены вопросы формирования бюджета в разрезе бюджетных программ и в состав бюджетной классификации включена программная классификация расходов бюджета. Функциональная классификация расходов бюджета по разделам и подразделам устанавливается согласно приложению к Кодексу. Предусмотрено > внедрение метода среднесрочного финансового планирования (3-летнее бюджетное планирование) и других современных подходов бюджетной политики. Нормы Кодекса; учитывают опыт применения бюджетного законодательства в странах СНГ и современные методологические подходы к его разработке, гармонизированы с бюджетным законодательством в рамках Союзного государства и ЕврАзЭС.
Исполнение бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.
Объем ВВП за 2009 год составил 100,2 % к уровню 2008 года, производство промышленной продукции - 97,2 %, сельского хозяйства - 101,3 %, инвестиций в основ
ной капитал - 108,6 %, объем внешней торговли товарами и услугами - 70,1 %. Инфляция на потребительском рынке составила 110,1 % (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года).
Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее - ФСЗН). В реальном выражении это на 15,4 % меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год (приложение 1). Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9 % (в 2008 году - 50,6%).
Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1 %. При этом 19,2 % всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7 % - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2 % нсех доходов консолидированного бюджета, Расходы консолидированного бюджета в 2009 году профинансированы п сумме 63 766 млрд рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения - 14 679,3 млрд рублей. По сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 11,6 %.
В условиях воздействия на экономику страны мирового финансово-экономического кризиса основными задачами в области политики расходов бюджета в 2009 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства.
При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета по сравнению с 2008 годом расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 1,9 %. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов но кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, атакже на оказание финансовой помощи семьям, вос- пп I ывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем
в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,2 %, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 3,9 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно предыдущего года сократились в реальном выражении.
Ресурсы бюджета на государственную поддержку предприятий, главным образом, направлялись на наиболее эффективный ее вид - на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами. Это применялось в отношении не всех предприятий, а только тех, которые реализуют высокоокупаемые, импортозамещающие проекты, и имеющие высокий экспортный потенциал.
В 2009 году было продолжено совершенствование форм поддержки государством реального сектора экономики. Введен новый механизм стимулирования продаж белорусской продукции на экспорт - компенсация части процентов по кредитам Сбербанка России на приобретение отечественной техники в Российской Федерации. За счет бюджетных средств стимулируется внутренний спрос на отечественную продукцию, предусматривающий предоставление на льготных условиях кредитов гражданам на приобретение отечественной техники.
Создан национальный лизинговый оператор - ОАО «Промагролизинг» - для приобретения отечественной техники и ее реализации на условиях минимальных первоначальных платежей.
В.условиях сокращения доходов консолидированного бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом были ограничены расходы бюджетных организаций на оплату услуг транспорта, связи, закупок для текущей деятельности, текущие ремонты в бюджетных организациях. В результате текущие расходы консолидированного бюджета за 2009 год были на 12,6 % (в реальном выражении) ниже уровня 2008 года. В структуре расходов бюджета в разрезе экономической классификации текущие расходы занимали 74,7 %, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее - 18,4 %, обслуживание государственного долга -1,7 %.
В 2009 году были сокращены расходы на приобретение товаров длительного пользования и капитальные ремонты, на финансирование государственной инвестиционной программы, при этом обеспечено первоочередное финансирование объектов, ввод в действие которых был запланирован в 2009 году. В целом капитальные расходы за 2009 год профинансированы на 23,9 % меньше уровня 2008 года, а их доля в расходах бюджета составила 17,5 %.
В 2009 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 958,3 млрд рублей, или 0,7 % к ВВП (в 2008 году профицит составлял 1 852 млрд рублей, или 1,4% к ВВП).
Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2009 году сложились на 52,2 % из расходов республиканского бюджета и 47,8 % - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2009 году составил 65,7 %.
Доходы республиканского бюджета за 2009 год с учетом Фонда социальной защиты населения составили 46 818,8 млрд рублей, расходы - 46 326,2 млрд рублей, профицит - 492,6 млрд рублей (0,4% к ВВП).
6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси
Социальный императив является обязательным требованием обеспечения приоритетности социального начала, социального качества в разработке и реализации государственной политики вообще и в регулировании экономического развития в частности. Он реализуется в основном через социальную политику государства. Цели социальной политики реализуются, как правило, посредством осущест- нления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, содержащих как задающие социальные блоки и параметры, так и средства и механизмы их достижения, а также посредством разработки и выполнения целевых социальных программ.
Найболее важными из них являются:
> Государственная программа «Культура»;
>- Республиканская программа «Здоровье»;
> Национальная жилищная программа;
> Государственная программа развития спорта и туризма;
> Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»;
> Программа государственной поддержки творчески одаренных детей и молодежи;
> Г [резиденте кия программа «Дети Беларуси», в ее состав входят целевые подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Развитие индустрии детского питания» и т.д.
В качестве международного обобщающего социального индикатора, характеризующего достигнутый уровень развития человеческого потенциала, используется Индекс развития человеческого потенциала, (ИРЧП). Для Беларуси по сравнению с данными 2004 г. он вырос с 0,794 до 0,804 (в 2005 г.). По этому показателю наша страна переместилась с 67-го на 64-е место в мире. Преодолев пороговый показатель 0,800, Республика Беларусь перешла из категории стран со средним уровнем развития человеческого потенциала в категорию стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Увеличение ИРЧП произошло:
34) рост ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в 2005 году. В Докладе 2007 года ВВП на душу населения по паритету покупательной способности определен в размере 7918 долларов США (в Докладе 2006 года, где использовались данные за 2004 год, этот показатель составлял 6970 долларов США);
35) увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении с 68,2 лет до 68,7 лет.
Опередив Российскую Федерацию (67-е место с показателем ИРЧП 0,802), Республика Беларусь стала лидером среди государств - участников СНГ по показателю Индекса развития человеческого потенциала. Например, Казахстан находится на 73-й позиции с показателем ИРЧП 0,794, Украина занимает 76-е место с показателем ИРЧГ1 0,788, Армения находится на 83-м месте с показателем ИРЧП 0,775, Грузия занимает 96-е место с показателем ИРЧП 0,754, Азербайджан - на 98-м месте с показателем ИРЧП 0,746.
Программа развития ООН сделала пересчет ИРЧП для Беларуси, начиная с 1990 года, по новой методологии подсчета, применяемой с 2004 года. В результате пересчета уточненный показатель ИРЧП, составлявший 0,790 в докризисном 1990 году, упал до значения 0,755 в 1995 году, а затем постепенно стабильно повышался, впервые достигнув нынешнего значения 0,804.
Согласно Докладу ПРООН о развитии человека 2007 г. Беларусь занимает седьмое место в мире по уровню грамотности взрослого населения (99,6 %). Страна занимает 33-ю позицию по совокупному валовому коэффициенту охвата населения начальным, средним и высшим образованием (88,7 %), опережая такие высокоразвитые страны, как Германия (88,0 %), Япония (85,9 %), Швейцария (85,7 %), Люксембург (84,7 %). В совокупности Беларусь занимает 26-е место в мире по одному из наиболее важных статистических показателей - индексу уровня образования.
По удельному весу государственных расходов на образование (6 % от ВВП) Беларусь остается одним из лидеров на постсоветском пространстве. Для примера аналогичные показатели у Латвии и Эстонии составляют 5,3 %, у Литвы - 5,2 %, у России - 3,6 %, у Казахстана - 2,3 %. Выше этот показатель только у Украины (6,4 %). По удельному весу государственных расходов на образование Беларусь также опережает такие высокоразвитые страны, как Австралия (4,7 % от ВВП), Канада (5,2 %), Ирландия (4,8 %), Япония (3,6 %), Нидерланды (5,4 %), Франция (5,9 %), США (5,9 %), Испания (4,3 %), Австрия (5,5 %), Великобритания (5,4 %), Италия (4,7 %), Германия (4,6 %), Португалия (5,7 %).
По удельному весу расходов на здравоохранение (6,2 % от ВВП) Беларусь опережает 22 страны с высоким уровнем развития человеческого потенциала, включая Эстонию (5,3 %), Румынию (5,1 %) и Россию (6,0 %). Беларусь входит к число сорока стран, где все роды принимаются квалифицированным медицинским персоналом. Страна занимает I ретье место в мире по количеству врачей (455) на сто тысяч человек населения. Большим количеством врачей распола- I лют только Куба (591) и Сент-Люсия (517).
Беларусь достигла значительных успехов в борьбе с де- I < кон смертностью (в возрасте до пяти лет всего 12 случаев
на тысячу живорожденных малышей). В Украине этот показатель составляет 17 случаев, в России - 18 случаев, в Молдове - 16 случаев, в Казахстане - 73 случая. В других странах СНГ детская смертность еще выше. В Беларуси детская смертность ниже, чем в таких странах ЕС, как Болгария (15 случаев) и Румыния (19 случаев). Беларусь имеет также наиболее благополучный среди стран СНГ показатель материнской смертности (18 случаев на сто тысяч живорожденных). В России этот показатель составляет 28 случаев, в Украине - 18 случаев, в Молдове - 22 случая, в Казахстане - 140 случаев, в Армении - 39 случаев, в Грузии - 66 случаев, в Азербайджане - 82 случая. В отношении материнской смертности в Беларуси ситуация лучше, чем в таких странах ЕС, как Эстония (25 случаев) и Румыния (24 случая).
Беларусь входит в число тридцати четырех государств мира, где все население имеет устойчивый доступ к источникам питьевой воды улучшенного качества. Такого показателя не достигла ни одна другая страна СНГ.
В Докладе были рассмотрены и гендерное развитие РБ так, исходя из Доклада, 29,8 % мест в белорусском парламенте занимают женщины (до выборов в октябре 2008 г.). По этому показателю Беларусь значительно опережает не только все страны СНГ (в России - 8 %, в Украине - 8,7 %, в Казахстане - 8,6 %, в Молдове - 21,8 %), но и многие наиболее высокоразвитые государства мира (во Франции - 13,9 %, в США - 16,3 %, в Ирландии - 14,2 %, в Великобритании - 19,3 %, в Италии - 16,1 %). Из двадцати семи государств ЕС Беларусь опережает девятнадцать стран. По такому показателю, как отношение оценки дохода от основной деятельности женщин к доходу мужчин, Беларусь (0,63) опережает шестнадцать государств ЕС и находится на одном уровне с США. Параллельно с ИРЧГ1 рассчитывается Индекс развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ), который измеряет достижения в человеческом развитии по трем измерениям ИРЧП (долгая и здоровая жизнь, образование: и достойный уровень жизни), но с учетом диспаритета в достижениях женщин и мужчин. ИРГФ - это тот же ИРЧП, но адаптированный путем прибавления «штрафных очков»
за отсутствие гендерного равенства. Чем больше гендерный диспаритет в основе человеческого развития, тем меньше ИРГФ страны по отношению к ее ИРЧГ1. Так ИРГФ РБ в 2004 г. составил - 0,793. Значение ИРГФ Беларуси составляет 99,9 % от значения ее ИРЧП (0,794). За исключением 136 стран, которые имеют равное значение ИРЧП и ИРГФ, только 6 стран имеют лучший показатель, чем Беларусь и это, скорее всего, говорит не в нашу пользу.
Тема 7