Методы исследования. Работа над темой, как правило, начинается с подбора и изучения литературных источников- учебников, учебных пособий

Работа над темой, как правило, начинается с подбора и изучения литературных источников- учебников, учебных пособий, статьей в педагогических журналах, монографий и др. Для составления библиографии по теме ВКР студент использует имеющие в библиотеках систематические каталоги. Для подбора периодической литературы следует обращаться к указателям статей, опубликованных в течение календарного года, помещаемым в конце последнего номера журнала за каждый год издания.Собирая и систематизируя материал для написания ВКР, студент совершенствует навыки сбора и обработки материала, что является неотъемлемой частью любой педагогической деятельности.

Сбор материала по теме начинается с составления библиографии. Задача состоит в том, чтобы библиография была представлена наиболее полно. Составление библиографии – процесс длительный. Он продолжается и в ходе работы над текстом работы.

Можно порекомендовать несколько способов поиска литературы, необходимой для написания ВКР. Прежде всего, можно обратиться к рабочим программам по дисциплинам, подготовленным преподавателями. В этих рабочих программах содержатся планы семинарских занятий по определенным темам и приложены списки рекомендованной к ним литературы. Списки рекомендованной к изучению литературы можно также найти и в других пособиях. Следует также иметь в виду, что по мере ознакомления с литературой по теме, особенно с научными монографиями тех или иных ученых, студент может и там обнаружить отсылку к тем или иным источникам. Ценными библиографическими изданиями являются «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», реферативные и ежеквартальные журналы «Общественные науки в России» и «Общественные науки за рубежом», издаваемые с 1973 г. Институтом научной информации по общественным наукам РАН.

Поскольку студенту необходимо использовать наиболее свежую литературу, рекомендуется также обратиться к научным статьям, которые печатаются в периодической печати. Прежде всего, следует ознакомиться с содержанием педагогических журналов, связанных главным образом с проблематикой теории и методики воспитания. В первую очередь – журналы:

– Классный руководитель.

– Воспитание школьников.

– Дошкольное воспитание.

– Педагогика.

Работу с журналами можно построить таким образом: просмотреть журнал последнего номера за интересующий год, где, как правило, дается обзор материалов, опубликованных за весь год, и выписать из списка необходимые названия статей. После этого можно обратиться и соответствующим номерам журналов для анализа выявленных статей.

Наконец, при поиске материалов рекомендуется использовать ресурсы Интернет.

В первую очередь студенты могут обратиться к каталогам ведущих российских библиотек, где, как правило, имеются тематические каталоги не только книг, но и журнальных статей.

Российская государственная библиотека (РГБ) –http://www.rsl.ru/

Российская национальная библиотека (РНБ) –http://www.nlr.ru/

Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН) –http://www.inion.ru/

Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского РАО (государственное научное учреждение в составе Российской академии образования). http://www.gnpbu.ru/

Библиотека Московского государственного университета –http://www.msu.ru/libraries

Библиотека Российского государственного гуманитарного университета – http://liber.rsuh.ru

Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны РГПУ им.А.И.Герцена. http://lib.herzen.spb.ru

Научная библиотека им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета – http://www.nbl.ksu.ru

Кроме того, Российская национальная библиотека имеет виртуальную справочную службу, которая может предоставить список литературы по определенной теме.

Во-вторых, студент может получить доступ к полнотекстовым Интернет-ресурсам и электронным библиотекам:

Педагогическая библиотека (постоянно пополняющееся собрание литературы по педагогике, ее прикладным отраслям, а также наукам медицинского и гуманитарного циклов, имеющим отношение к воспитанию и обучению детей.Популярные и научные издания, учебники, статьи из периодики: библиотека - это фонд доступной каждому информации) http://pedlib.ru/

Педагогическая библиотека http://www.pedpro.ru/education

Электронная библиотека – http://www.lib.ru

Русский Гуманитарный Интернет Университет. Библиотека учебной и научной литературы – WWW.I-U.RU

Электронная библиотека Республики Карелия –http://elibrary.karelia.ru

Кроме того, при необходимости студент может обратиться к поисковым системам Интернет, в которых он может получить информацию о необходимой литературе, а также полнотекстовых материалах:

«Яndex» - полифункциональный поисковый Интернет-ресурс –http://www.yandex.ru/

«nigma» - полифункциональный поисковый Интернет-ресурс –http://www.nigma.ru

«Rambler» - информационно-поисковая система –http://www.rambler.ru/

«Google» - многоязычная поисковая система –http://www.google.ru/

«Yahoo!» - поисковая система и каталог ресурсов –http://www.yahoo.com/

«AltaVista» - многоязычная поисковая система –http://altavista.com.ru/

«Рубрикон» - крупнейший энциклопедический ресурс Интернета –http://www.rubricon.com/

«Кирилл и Мефодий» – крупнейшая Интернет-энциклопедия –http://www.km.ru/

Поиск по общим и специальным энциклопедиям «Мир энциклопедий» – http://www.encyclopedia.ru/

При работе с поисковым системами студент не должен использовать уже готовые рефераты и курсовые работы.

Сбор материала сопровождается обязательной фиксацией разнообразных сведений, извлеченных из источников и специальной литературы. Выписки из книг и документов, описание исследовательских материалов, свои замечания, выводы и обобщения – все это требует последовательной и четкой записи.

Студенты также могут создавать «базы данных» с использованием компьютерной техники, составлять таблицы с библиографией, использовать программы, позволяющие переходить от ссылки на ту или иную работу к тексту этой работы.

Карточки, конспекты, иные средства закрепления материала необходимо показывать научному руководителю с целью согласования содержания и дальнейшей корректировки.

Часть литературы может находиться в библиотеках города.

Наблюдение это преднамеренное и целенаправленное восприятие фактов, процессов и явлений. Оно может быть непосредственным или косвенным, основанным на информации, получаемой от других лиц, проводивших непосредственное наблюдение. Целью наблюдения может быть методика работы учителя (воспитателя) при изучении той или иной темы, отношение детей к тем или иным явлениям и т. д..

При организации наблюдений необходимо четко определить объект наблюдения (что наблюдается), цель наблюдений (для чего это делается), содержание наблюдений, способы фиксации результатов наблюдений.

Результаты наблюдений обязательно должны быть зафиксированы(протокольные записи, дневники наблюдения, схемы, таблицы, фото).

Метод опроса реализуется в устной (беседа, интервью) или в письменной (анкетирование) форме. При этом вопросы анкет предполагают краткие ответы, часто в виде перечислений, ответов "да" или "нет". Устный же опрос используем,когда необходимо услышать рассуждения детей, увидеть их эмоциональные проявления.

Экспериментпредполагает активное вмешательство исследователя в исследуемый процесс. Необходимыми условиями педагогического эксперимента являются: выдвижение гипотезы, определение минимально необходимого числа экспериментальных объектов и минимально необходимой длительности проведения эксперимента. Как правило, педагогический эксперимент состоит из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.

Использование математических методов изначально предполагает регистрацию наблюдаемых объектов, явлений в количественных показателях, то есть их измерение.При этом наибольшее применение находят измерения, основанные на регистрации и ранжировании. Замерив, таким образом, результаты наблюдений их обрабатывают с помощью методов математической статистики. Наиболее распространенным среди них является вычислениесредней величины: средней арифметической.

План работы над ВКР

Подготовительный и рабочий этапы

1. Выбор темы, осмысление проблематики и формирование личного отношения студента к постановке и разрешению проблемы.

2. Составление плана содержания и плана работы над ВКР и согласование его с научным руководителем.

3. Работа в библиотеках и с информационно-справочными системами.

4. Систематизация материала по параграфам и главам.

5. Опытно - экспериментальная работа.

6. Работа над главами и выводами по главам.

7. Оформление научно-справочного аппарата (цитаты, сноски, список литературы).

8. Сдача чернового варианта работы научному руководителю.

Заключительный этап

1. Доработка чернового варианта с учетом замечаний руководителя.

2. Окончательное оформление ВКР с учетом предъявляемых требований.

3. Сдача окончательного варианта работы научному руководителю.

4. Проверка и написание отзыва на ВКР руководителем, составление рецензии.

5. Допуск работы к защите заместителем директора по учебной работе.

6. Подготовка к защите ВКР (написание автореферата и подготовка презентации).

7. Защита ВКР.

Дополнительный этап (в случае получения оценки «неудовлетворительно» на защите):

1. Исправление замечаний и недочетов, указанных во время защиты.

2. Дополнительная подготовка к новой защите.

3. Новая (повторная) защита работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: