Научная картина мира и социально-гуманитарное знание. Картина мира – это то понимание реальности, которое возникает в голове субъекта, образ окружающей реальности

Картина мира – это то понимание реальности, которое возникает в голове субъекта, образ окружающей реальности. КМ социально гуманитарных наук: Это образ реальности, который формирует социально гуманитарные науки, знания. Специфика2 классификации методологий влияют на формирование км в голове ученого. Основные классификации картины миры:!1.Мифологическая КМ – первобытные люди,2.Религиозные КМ – религиозные представления, догматы (фанатики),3. Житейская КМ – основные субъекты его формирования = семья, СМИ, социумы, это повседневные знания.4.Научная КМ. Научная картина мира – это специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответствует определенному этапу функционирования и развития. Основные типы НКМ могут быть: естественнонаучная КМ (химическая, физическая и т.д.), логико-математическая км, техническая, социальная (антропологическая, социологическая, политическая), гуманитарная. Структура НКМ:факты научные (эмпирический базис),теории (главное ядро),гипотезы и научные проблемы, ценностные аксеологические знания (интерпретации км, оценки).КМ социально гуманитарных наук-Это образ реальности, который формирует социально гуманитарные науки, знания.2 классификации методологий влияют на формирование км в голове ученого:

1) Разделение на социальный индивидуализм (отовизм) / харизм/ институционализм. Метод харизм – это доктрина, утверждающая, что факты и все социальные явления, следует объяснять на без фактов (индивидов). Националистская позиция. Харизм – философская концепция, которая утверждает приоритет целого перед составляющими его частями. Целое всегда больше суммы частей. Целое – это все, а части второстепенны. Харизм часто является фундаментом тоталитарных идеологий. Институционализм утверждает, что институты являются главным базисом общества.

2) Разделение на феноменологию/эссенциолизм. Идеи феноменологии – это учение, которое считает, что то, чем общество является, не отличается практически от того, чем он является в сущности; то что мы видим – это и есть сущность; явления совпадают с сущностью. Эссенционализм утверждает обратное: те явления общества, за которыми мы наблюдаем, скрывают за собой сущности, которые радикально отличаются от явления; главная установка – вскрыть сущности (Гегель, Кант, Карл Маркс)

Пьер Бурье - «Социальный универсум – это есть место борьбы за знания о том, чем является социальный мир». НКМ в социально гуманитарных науках есть место борьбы за знания то, чем является сам социальный мир в социальных науках.

4. Научные и ненаучные методы исследования социальных явлений и процессов. Метод – это совокупность устойчивых правил, предназначенных для достижения конкретной цели. Основная задача – быть компасом познающего субъекта. Методология – это учение о методах какой-либо науки. Основные цели и задачи методологии (функции). Классификация методов социальных исследований. Все методы исследования обществом нужно разделить на методы исследования научные и ненаучные. Научный метод – это способ освоения действительности, основанный на рациональном доказательном системном исследовании природы общества. Главное целью научного метода является получение объективной истины об окружающем нас мире (истина кот. не зависит от субъекта познания). Научная истина доказана экспериментом, основана на проверяемых фактах, а основной формой существования является научная теория. К научному методу предъявляется 5 основных требований: 1) строгость – это рациональность и доказательность, выводимость каждого доказываемого утверждения из уже существующего утверждения, согласованность всех структурных элементов теоретического построения в целом; 2) однозначность – это внутренняя непротиворечивость, тождественность; 3) эффективность (разрешимость) – способность за конечное число шагов достичь предполагаемого результата, а также возможность признать этот результат истинным или ложным;;4) простота или экономность – достижение результата за минимальное число шагов, без дополнительных вспомогательных правил; 5) эврестичность (способность приносить новый результат) – способность приносить новый оригинальный результат. Наряду с научными методами существуют и ненаучные методы. Ненаучные методы исследования - это методы основанные на иррациональном, несистемном, недоказательном подходе социальной действительности. Главные признаки ненаучности – несистематизированность, хаотичность, апелляция к авторитету, вере или мифу.3 основных типа ненаучного знания: 1) религиозное или мистическое, религиозное знание формируется на догматах (догматизм). Любая наука к догматизму враждебна; 2)идеологическое, идеология – это система утверждений относительно каких-либо фактов и проведение определенной системы знаний (пропаганда). Идеология создает иллюзорное знание, по заказу. Все идеологические системы превращаются в социальные мифы; 3) обыденное знание – основные проблемы: сильные личностные невыразимые элементы, локальность и фрагментарность, амбивалентность или двусмысленность.Все методы можно разделить на общие, частные и всеобщие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: