Междисциплинарных синтез и социально-гуманитарные науки

Междисциплинарный синтез выступает предпосылкой интеграции разноаспектных знаний и способствует формированию новых наук, так как решение комплексных проблем невозможно с помощью какого-либо одного теоретического метода и технического средства исследования, здесь необходима взаимосвязь многих методов и средств исследования, все более глубокое взаимопроникновение эмпирических и теоретического уровней познания. В синтезе научного знания, теории как целостного знания должна проявляться активность познающего субъекта как целеполагающей деятельности. Междисциплинарный синтез предполагает особую методику, необходимую, чтобы привести содержание продуцируемых и транслируемых различными науками знаний в новое соответствие с критериальными уровнями современности. Эта методологическая процедура должна выполняться на основе четких требований: интегратизма, интердисциплинарности, правильного выбора субъектом методологии исследования. В комплексных исследованиях в результате их междисциплинарных и трансдисциплинарных параметров возникает проблема синтеза разноаспектного научного знания. Создается ситуация, когда начинают действовать два противоположных фактора — согласованность и противоречивость между составляющими комплекс методами, исследовательскими линиями. Конечный общий результат такого взаимодействия может предстать в виде логически единого. К тому же проблемная организация нынешней науки начинает неуклонно вбирать субъект культуры, развитие которого обусловлено объективными силами мира и масштабами его познания, сообщает данному миру упорядоченность и определенную направленность». Сегодня наука становится вселенской, мировой, охватывающей всю планету. Именно гуманистическое содержание науки определяет бытие человека, всего человечества, что предполагает ответственность ученых за применение научных открытий, которые должны служить на благо человечества. «Ее содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира; в основе она главным образом состоит из научных факторов и их эмпирических обобщений, и главным — живым содержанием является в ней научная работа живых людей…». Так что наука — социальное всечеловеческое образование, в основе которого лежит сила фактов, обобщений и, конечно, человеческого разума. Социальный империализм-когда социальные науки навязивают свою методологию гуманитарным наукам. Гуманитарный империализм-когда гуманытарные науки навязивают свою методологию социальным наукам. Равноправное сотрудничество-когда обе науки равноправно влияют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: