Грамматология» Ж. Деррида как теория смысла

Деррида подчеркивает: классическая философия ставила во главу угла понятия тождества, единства, целостности, тотальности, подчиняя им понятия многого, различного. Между тем подлинное философствование, не упуская из виду тему единства, должно сконцентрироваться на теме различий. Нельзя допускать сведения одного явления или состояния к другому, уравнивания или сглаживания оттенков их различия, противостояния. Внутри "философии различания" Жака Деррида на первое место выдвигаются проблема и понятие "письма" (ecriture). Философскую дисциплину, особым образом исследующую письмо, Деррида называл "грамматологией". Она основывается на полемике с традиционной знаковой теорией письма, согласно которой слова и тексты являются совокупностью знаков, целиком замещающих вещи или иные содержания. Поэтому знак был, изначальным и главным предметом анализа. В он утверждает: письмо - след, указывающий на присутствие какого-либо содержания, которое требует дальнейшего раскрытия и способно к раскрытию - подобно тому, как следы колес, ведущих к деревенскому дому, говорят нам о технике, которую использует крестьянин. В грамматологии Деррида хотел показать, как следует расшифровать различные виды "следов", заключенных в письме. Деррида выдвигает гипотезу о существовании некоего «архиписьма», представляющего собой нечто вроде «письма вообще». Оно предшествует устной речи и мышлению и в то же время присутствует в них, в скрытом виде. «Архиписьмо» в таком виде приближается к статусу бытия, оно лежит в основе всех конкретных видов письма и во всех иных форм выражения. Деррида, однако, показывает, что хотя письмо в обычном виде и смысле действительно производно от голоса, в самой основе голосовой речи лежит «архиписьмо», или «прото- письмо». Будучи первичным, «письмо» когда- то уступало своё положение устной речи и логосу. История западной философии и культуры предстаёт как история репрессии, подавления, вытеснения, исключения и унижения «письма». В этом процессе, письмо становилось бедным родственником богатой и живой речи, чем- то вторичным и производным, сводилось к некой вспомогательной технике. Деррида ставит задачу восстановить нарушенную справедливость, показать, что «письмо» обладает ничуть не меньшим творческим потенчиалом, чем голос и логос. Деррида заявил, что вообще нет ничего другого, кроме текста, и само человеческое сознание устроенно как текст, т.е. как письмо. Но сознание предшествует голосовой речи, в качестве прото- письма. В письме связь означающего и озночаемого разорвана, так как означающие оторваны здесь от их создателей, существуют сами по себе. Тексты состоят от означающих, отсылающих к другим означающим, там есть лишь след означаемых. Под прицел критики попадает также свойственный европейской культурной и философской традиции "центризм", или "центрация", как особый принцип. Прежняя эпоха, согласно Деррида, осуществляла анализ, разложение на элементы исключительно с целью ужасающе серьезного поиска принципа всех принципов, центра всех центров, что выражалось в приверженности понятиям "центр", "столп", "опора", "основание" и т.д. Без этого, считался немыслимым порядок мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: