Социокультурная детерминация деятельности социального ученого

Основной интерес С.Н. сконцентрирован на изучении и развитии специфики научной деятельности. Через призму этого интереса Н. предстает как специфическая творческая деятельность, направленная на генерирование, производство новых знаний, качественно отличающаяся от всех других видов общественного производства. Это коренное отличие проявляется, во-первых, в цели деятельности. Если целью материального производства выступает создание материальных благ, искусства как формы духовного производства - создание духовных ценностей, то научная деятельность сориентирована на производство новых достоверных знаний об окружающей действительности, на создание научной теории действительности. Отличие Н., как специфического вида творческой деятельности, направленной на производство особого продукта - новых знаний, воплощается в более высокой, чем в других видах деятельности, доле живого труда и гораздо меньшей - овеществленного. Это находит свое выражение в определяющей роли кадровых ресурсов в суммарном научном потенциале, в значительно большем диапазоне функций, выполняемых одним человеком, в повышенной требовательности к совокупности его знаний, навыков, особенностям интеллекта. Большинство из них не ограничивается трудовыми стереотипами, а реализуется в творческом поиске, в эвристических склонностях мышления, в способности увидеть необычное в обычном и тем самым совершить научное открытие или создать принципиально новую научную теорию. Такой подход позволяет выделить в сложной детерминантной цепи, связывающей Н., выступающую в качестве относительно самостоятельной подсистемы в сложно иерархизированной системе общества, с самой этой системой (в данном случае - метасистемой), основное исходное звено. В качестве такого звена выступает социально-экономическое пространство, в рамках которого возникает Н. как особый вид институциализированной творческой деятельности. В целом же было бы односторонним признанием, что можно объяснить особенности развития Н. как специфического способа творческой деятельности с помощью какого-то одного детерминирующего фактора. Когда анализируется многоплановая и многоуровневая социокультурная детерминация научной деятельности, то следует иметь в виду, что такая детерминация может иметь не только позитивную, но и негативную направленность, как это было, скажем, в 1930-х в СССР по отношению к развитию генетики. Поэтому в контексте решения общей проблемы о социокультурной обусловленности развития Н. важное значение приобретает тот или иной ответ на вопрос о том, как исследовательская деятельность приводит к получению знания, обладающего статусом научности, как отчленить такое знание от всякого рода вненаучных, антинаучных или околонаучных построений. Н. в единстве трех ее основных аспектов - деятельностного, познавательного и институционального.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: