Социальная эпистемология Марксизма

В основном марксистская теория познания – это процесс рациональный. Иррациональное мистическое познание общества марксизмом отвергается. Цель социального познания – знание об обществе, социальное знание. Социальное знание (по марксизму) – это выражение в идеальной знаковой форме основных свойств и связей, отношений социального мира. В качестве социальной материи вытекает экономика. Общественное сознание производно от социального бытия. Социальный мир признается объективным в отличие от человека. Виды знаний об обществе: чувственное и рациональное. Сенсуализм допускает только в отношении первого опыта, но это второстепенный уровень познания. Рациональное: рассудок (логика), разум (высшее познание). Второстепенный характер марксизм относит внерациональному познанию общества, таким как, интуиция (способность постижения истины путем прямого его усмотрения без возможности доказать эту истину). Явное знание – это вербальное, выразимое, личностное знание – неявное, невыразимое. 5 видов социального знания Ф. Махлуп: практическое, духовное, развлекательное, ненужное (прогноз погода на завтра, когда уже наступило послезавтра). Проблема возможности социального познания: Если познание общества возможно, на этой позиции стоит марксизм и позитивизм, Сомнение возможности социального познания. Скептицизм. Отрицание возможности социального познания. Агностицизм Проблема критерии истины. В марксизме она решается тем, что есть возможность множества критериев истины, но есть 1 решающий. Второстепенные критерии: критерии ясности и отчетливости, критерии противоречивости, критерии общезначимости (истина то, что соответствует большинству в мире), критерий полезности (истина - это то, что полезно). Самый главный критерий марксизма – это практика. Социальная практика – это критерий социальной истинности. Практика – это предметно практическая деятельность человека по преобразованию окружающего его мира.

2. Неопозитивизм как парадигма социально-гуманитарного познания. Логи́ческий позитиви́зм, логический эмпиризм или неопозитивизм является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого. «Логико-философский трактат» Витгенштейна оказал большое влияние на возникновение логического позитивизма. Это очень трудная, хотя и небольшая работа, написанная в форме афоризмов. Ее содержание многозначно. Витгенштейн предлагает не монистическую, а плюралистическую картину мира. Мир, согласно Витгенштейну, обладает атомарной структурой и состоит из фактов. «Мир есть все, что происходит». «Мир – целокупность фактов, а не вещей». Это значит, что связи изначально присущи миру. Далее следует, что «мир подразделяется на факты». Для Витгенштейна факт – это все, что случается, что «имеет место». Витгенштейн предпринял попытку проанализировать отношение языка к миру, о котором язык говорит. Вопрос, на который он хотел ответить, сводится к следующей проблеме: как получается, что то, что мы говорим о мире, оказывается истинным. Основные положения трактата: Главные тезисы неопозитивистской методологии познания таковы: 1. Всякое знание о мире есть знание о том, что дано человеку в чувственном восприятии в виде отдельных чувственных впечатлений – атомарных фактов. Вне чувственного восприятия нет никакой реальности, о которой можно говорить с научной достоверностью. Существовать в реальности – это значит быть результатом чувственного опыта, быть измеренным. Всякое подлинное знание (каждый атомарный факт) строится только на основании чувственных реакций. 2. Всё то, что дано нам в чувственном восприятии, мы можем знать с абсолютной точностью. Структура предложения (текста) совпадает со структурой факта, который получен точно, то и его языковой коррелят также является истинным. 3. Все функции научного знания сводятся к описанию изучаемых явлений внешнего мира в структуре выработанного языка. Объяснение явлений природы выходит за пределы такого знания, поскольку для этого необходима категория причинно-следственной связи, а она лишь фантом нашего мышления и не имеет референта в мире. Таким образом, наука дает упорядоченный в языке ответ только на вопросы КАК происходит явление или протекает процесс, а не ПОЧЕМУ это происходит именно так, а не иначе. Венские логические позитивисты также строили критерии истинно научного знания и выводили принципы научной рациональности пытаясь найти то, что, по словам главы Венского кружка Морица Шлика, было бы «фундаментом, который существовал бы прежде всяких построений и не был бы шатким». Эти поиски привели их к понятию т.н. протокольных предложений, под которыми понимались такие предложения, которые «выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо ещё, - факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: