СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|
Код занятия
| Наименование тем
/вид занятия/
| Семестр
| Часов
| Компетенции
| Литература
|
| Тема 1. Введение. Специфика орнамента. Античный орнамент (лекция)
|
|
| ОК-1,
ПК-12,
ПК-21
|
|
| Правила копирования и перевода рисунков. Универсальные мотивы и композиции орнамента (СР)
|
|
| ОК-1,
ПК-12,
ПК-21
|
|
| Зарисовка и стилизация растительных мотивов. Трансформация природных мотивов в орнаментальные узоры (СР)
|
|
| ОК-1,
ПК-12,
ПК-21
|
|
| Виды орнаментов. Составление композиции в колосе, квадрате, круге. Композиция угла (СР)
|
|
| ОК-1,
ПК-12,
ПК-21
|
|
| Художественные особенности античной орнаментики Египта, Греции, Рима. Колорит и виды текстильного декора Древнего мира (СР)
|
|
| ОК-1,
ПК-21
|
|
| Знакомство с античными орнаментами. Зарисовка орнаментальных элементов (ПР)
|
|
| ОК-1,
ПК-21
|
|
| Тема 2. Орнамент Византии и европейского Средневековья (лекция)
|
|
| ОК-1,
ПК-21
|
|
| Определяющее значение орнамента в основных стилистических и образных параметрах декоративного искусства Византии и средневековой Европы (СР)
|
|
| ОК-1,
ПК-21
|
|
| Знакомство с орнаментальными композициями Византии и средневековой Европы. Зарисовка орнаментальных комплексов (ПР)
|
|
| ОК-1,
ПК-21
|
|
| Тема 3. Древнерусская орнаментика (лекция)
|
|
| ОК-1,
ПК-21
|
|
| Стилистические особенности орнамента Древней Руси. Изобразительные сюжеты композиций в русском народном декоративно-орнаментальном творчестве (СР)
|
|
| ОК-1,
ПК-21
|
|
| Знакомство с древнеславянской орнаментикой. Зарисовка узорных мотивов (ПР)
|
|
| ОК-1,
ПК-21
|
|
| Тема 4. Орнамент эпохи Возрождения (лекция)
|
|
| ОК-1,
ПК-21
|
|
| Возникновение феномена декоративно-прикладного искусства. Ренессанская концепция гуманизма в контексте орнамента. Художественные традиции в содержательном смысле орнамента (СР)
|
|
| ОК-1,
ПК-21
|
|
| Тема 5. Орнамент Нового времени. Барокко. Рококо (лекция)
|
|
| ОК-1,
ПК-21
|
|
| Новая стилистика орнаментального искусства Европы светского типа. Яркие стилевые явления периода Нового времени и их проявления в орнаментике (СР)
|
|
| ОК-1,
ПК-21
|
|
| Тема 6. Орнамент стиля ампир и модерн (лекция)
|
|
| ОК-1,
ПК-21
|
|
| Условные и натуралистические элементы в орнаментике ампир. Наследие готики в стилистике модерна. Специфичность орнамента текстиля модерн (СР)
|
|
| ОК-1,
ПК-21
|
|
| Знакомство с орнаментом эпохи Нового времени. Зарисовка орнамента стиля ренессанс, барокко, рококо, ампир, модерн (ПР)
|
|
| ОК-1,
ПК-21
|
|
| Традиционный орнамент текстиля Уральского и Поволжского регионов (СР)
|
|
| ОК-1,
ПК-21
|
|
| Основные мотивы орнамента народов Поволжья (СР)
|
|
| ОК-1,
ПК-21
|
|
| Особенности орнамента в художественных изделиях народных промыслов Русского Севера (СР)
|
|
| ОК-1,
ПК-21
|
|
| Специфика орнаментики текстиля Центральной России (СР)
|
|
| ОК-1,
ПК-21
|
|
| Региональные особенности орнамента, колорит в текстиле южных регионов России (СР)
|
|
| ОК-1,
ПК-21
|
|
| Орнамент в изделиях народов Сибири и Дальнего Востока (СР)
|
|
| ОК-1,
ПК-21
|
|
| Башкирский народный орнамент в композиции художественных изделий (СР)
|
|
| ОК-1,
ПК-21
|
|
| Орнамент на трикотажных полотнах (СР)
|
|
| ОК-1,
ПК-21
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
|
5.1
| В процессе обучения используются следующие образовательные технологии:
· информационные технологии (обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам, увеличение контактного взаимодействия с преподавателем, построение индивидуальных траектории подготовки и объективного контроля и мониторинга знаний студентов);
· работа в команде (совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общих задач путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности);
· сase-study (анализ реальных проблемных ситуации, имевших место в соответствующий области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений);
· игра (ролевая имитация студентами реальной профессиональной деятельности с выполнением функции специалистов на различных рабочих местах);
· проблемное обучение (стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы);
· контекстное обучение (мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знаниям и его применением);
· обучение на основе опыта (активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения);
· индивидуальное обучении (выстраивание студентам собственной образовательной траектории на основе формирования индивидуальной образовательной программы с учетом интересов студента);
· междисциплинарное обучение (использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задач);
· опережающая самостоятельная работа (изучение студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий).
|
5.2
| В рамках дисциплины предусмотрены:
· лекции;
· лабораторные занятия, в которых выполняются лабораторные работы, проводится тестирование знаний студентов и т.д.;
· самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовку к лабораторным занятиям, выполнение индивидуальных заданий, работа с учебниками, иной учебной и учебно-методической литературой, подготовка к текущему контролю успеваемости, к зачету и экзамену;
· контролируемая самостоятельная работа – аудиторная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя;
· тестирование по отдельным темам дисциплины, по модулям программы;
· НИРС;
· консультирование студентов по вопросам учебного материала, написания тезисов, статей, докладов на конференции;
|
5.3
| Реализация программы осуществляет использование интерактивных форм проведения лекционных и лабораторных занятий.
|
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
|
7.1. Рекомендуемая литература
|
7.1.1. Основная литература
|
№
| Автор(ы)
| Заглавие
| Продолжение заглавия
| Город
| Издатель-ство
| Год
|
| Сохачевская В.В.
| Художественный текстиль: материаловедение и технология
| Учебное пособие
| Москва
| ВЛАДОС
|
|
| Гусейнов Г.М., Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. и др
| Композиция костюма
| Учебное пособие
| Москва
| Издательский центр «Академия»
|
|
7.1.2. Дополнительная литература
|
| Буткевич Л.М.
| История орнамента
| Учебное пособие
| Москва
| Гуманит. изд. центр ВЛАДОС
|
|
| Толкачева А.И.
| Дизайн трикотажных изделий
| Учебное пособие
| Омск
| ОГИС
|
|
| Бесчастнов Н.П.
| Графика текстильного орнамента (печатный рисунок)
| Учебное пособие
| Москва
| МГТУ им. А.Н. Косыгина
|
|
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|
8.1
| Аудитория № 501 укомплектована необходимой специализированной учебной мебелью для проведения лекционных занятий и контролируемой самостоятельной работы студентов. Практические работы проводятся в аудитории № 506, оснащенной необходимым оборудованием.
|
| | | | | | | | |