Постструктурализм (М. Фуко, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье) и его значение для развития социально-гуманитарной методологии

Постструктурализм – философское направление 1970-1980х гг., методология культурного анализа. Основание постструктурализма связывают с политической нестабильностью конца 1960-х, разочаровании в науке и социальном прогрессе. Поэтому, несмотря на то, что сходные идеи ранее высказывали американские и немецкие философы, течение было наиболее распространено во Франции. Постструктурализм вырос из структурализма, и его же он преодолевал. Постструктуралисты обвиняли своих предшественников в догматичности. Они признавали существование структур, но были уверены в их децентрализованности и в том, что «главное в структуре — то, что выводит за её пределы». Постструктупализм отказывается от логоцентричности, структуралистского универсализма, теорецизма и сциентизма. Он послужил основой для постмодернизма.

Черты философии пострструктурализма (ФП):

1. ФП подвергает деконструкции классическое представление о трансцендентальном субъекте как элементе субъектно-объектной оппозиции, вскрывая его историчность и репрессивный характер.

2. ФП рассматривает окружающую человека реальность не как заданную извне совокупность объектов, а как культурно-знаковую среду с развивающимися законами функционирования.

3. Анализ дискурсивного поля производится «в отсутствие» трансцендентального субъекта (методологический подход “смерть субъекта”).

4. Констатация исчезновения суверенного мыслящего субъекта осмысливается постструктуралистами двояко: 1) как подавление индивида в буржуазном обществе и 2) как ситуация необходимости трансформации философского концепта субъективности.

5. И та, и другая посылки ведут к «левым» политическим декларациям, которые сводятся к требованиям революционизирования мышления и преобразования социальных отношений. В этом плане возникают концепты «совершенного интеллектуала» (М. Фуко), «шизо» (Ж. Делёз, Ф. Гваттари), «символической смерти» (Ж. Бодрийяр) и др.

6. Обращение к опыту психоанализа и переосмыслению фрейдизма Ж. Лаканом приводят к представлению о человеческой личности как параноидальной по своему характеру: «я как другой» (Ж. Лакан), буржуазный субъект как параноик (Ж. Делёз, Ф. Гваттари).

7. Взамен онтологии «наличия» и «присутствия» в постструктурализме предлагается «плюральная» онтология, выраженная у Бодрийяра в концепте «симулякра». Симулякры – это знаки или несамотождественные феномены, отсылающие к чему-то другому, единицы гиперреальности. Понятие гиперреальность выросло из марксистского понятия надстройка. Есть симулякры трех порядков: копии, функциональные аналоги и собственно симулякры (сюда относятся все все современные феномены, включая деньги, общественное мнение и моду). Современную эпоху – эра гиперреальности: надстройка определяет базис, труд не производит, а социализирует, представительные органы власти никого не представляют. Современную эпоху характеризует чувство утраты реальности, последний бастион реальности – смерть. Искусство должно выполнять функию возвращения реальности.

8. ФП опирается на «генеалогический» концепт истории (наиболее ярко выраженный в философии М. Фуко и Ж. Бодрийяра), противопоставляющий традиционному пониманию истории как «длительности» историю как последовательность дискретных состояний, причём переходы от одного состояния к другому мыслятся как обусловленные трансформацией общественных дискурсивных практик.

9. Отказ от любой методологии исследования как от исторически сложившегося дискурсивного продукта, декларируя своими работами мифопоэтический характер философствования (эротизация текста Р. Барта, «археология» М. Фуко, создание «концептуальных персонажей» Ж. Делёза).

Пьер Бурдье. В определении и изучении сути социальных отношений Бурдьё предложил использовать одновременно два принципиальных подхода: 1) структурализм – в социальной системе существуют объективные структуры, не зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или иные их действия и стремления; 2) конструктивизм — действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации, «формируют социального агента как истинно практического оператора конструирования объектов».

Теория Бурдьё – попытка преодоления противоречий между макро- и микро- анализом, агентом и структурой. Центральные понятия – «габитус» и «социальное пространство», посредством которых преодолевается разрыв между макро- и микроанализом социальных реалий. Объективная социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретённых предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов. Социальное пространство — это логически мыслимый конструкт, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения, это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Именно распределение различных видов капитала (экономический, культурный, социальный, символический) в социальном пространстве и структурирует его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: