Постмодернистская методология и эпистемология в социально-гуманитарных науках

В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. В философии так же как и в культуре в целом действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности. Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…». Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делёзом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка. При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура.

Представители: Делез, Гваттар, Даррида и др. Постмодернизм возрождает тенденцию скептицизма и релятивизма социального познания. В античной философии была школа скептиков: ни одно есть в большой степени что другое (Перон). На все нужно отвечать не знаю, не имею информации, то есть главный ответ неопределенность. Любой утверждающий утверждение будет всегда догматический.

Важные вопросы: какое это имеет значение или смысл, а вопрос что есть истины – бессмысленен. Понятие «деконструкция» - ключевой термин для постмодернистской философии. Это поиск некой глубинной структуры, смысла, но поиск бесцельный и разрушительный. Деконструктивистский анализ – это самый неожиданный, оригинальный бессмысленный ход.

Критики постмодернистской риторики отметили, что почти все черты якобы новой, постмодерновой эстетической практики уже содержались в практике модернизма. Скажем, "Улисс" Джойса, или "Бледный огонь" Набокова идеально соответствуют критериям "постмодернистской" литературы. Шостакович, Пуленк или Хиндемит вполне могут считаться "постмодернистами" в музыке. Это верно. Но, как мы уже отмечали, не существует постмодернизма как устойчивой системы взглядов, которая могла бы быть непротиворечиво сформулирована в виде некоего манифеста или "кредо". Единственная бесспорная черта этого явления (или, по точному замечанию исследователя, умонастроения) - нежелание формулировать какие-либо кредо и недоверие к любым манифестам.

Постмодернистский тезис гласит, что всякое знание есть в конечном итоге наррация - история, повествование, рассказ. Это значит, что носители знания (историки, теологи, социологи, политологи, культурологи, специалисты по теории управления или по политической экономии и т.д.) в действительности ничем бесспорным не обладают. То, чем они на самом деле заняты, это рассказывание нам историй, плетение нити повествования, фабула которого ими самими (или их дисциплиной) придумана.

Эпистемология - это часть философии, которая изучает то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы основания и границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.

Помимо эпистемологии знание изучают и другие дисциплины. К ним, кроме философии науки, относятся психология (особенно психология восприятия и когнитивная психология), этнография (изучающая формы знания архаических сообществ), лингвистика (поскольку язык является средством не только коммуникации, но и познания), история науки. Хотя эпистемология использует результаты этих дисциплин, изучающих особые виды знания, ее основное внимание направлено на наиболее общие, фундаментальные проблемы знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: