Христианской истории и культуры

отношение к ортодоксии культурно-морфологический тип монументальная хронологическая соотнесённость
Древле-православие, традиционализм «Арабо-византийское» («магическое») христианство Великих Вселенских Соборов и умного делания, «Добротолюбие» Св. Горы Афон Первое тысячелетие от Рождества Христова и трансгрессия его следов в последующей истории
Анти-православие, модернизм Западноевропейское («фаустовское») христианство латинства и протестантства – вплоть до экзистенциалистской концептуализации «падения» как неогностической секуляризации «первородного греха» Второе тысячелетие от Рождества Христова
Нео-православие, глубокий модерн «Русско-сибирское» (будущее) христианство, пророками которого выступают преп. Серафим Саровский, Хомяков, Гоголь, Достоевский, русские религиозные философы, поэты и богословы на путях к неопатристическому синтезу Предвосхищение третьего тысячелетия от Рождества Христова

Внимательное рассмотрение этих таблиц в их исходной соотнесённости позволяет отойти от новоевропейской (вагинально инспирированной материалистическими мифами!) идеи тотального развития и сделать шаг в пользу раскрытия смыслов. Ведь если «всё должно развиваться», то Бог – это «развитие», а не… Твердыня; само развитие тогда есть бог и прогрессисты-эволюционисты именно ему поклоняются. Мы же придерживаемся той позиции, что раскрывающиеся здесь смыслы отнюдь не фантомны и представляют собой не просто исчезающие круги в неисчерпаемых мировых водах, но – отражение в них Непреходящего и его драматического прохождения сквозь время.

Мы можем сказать, что в некоторых узнаваемых чертах сбылись пророчества преподобного Серафима Саровского о России на пороге третьего тысячелетия от Рождества Христова: «До рождения антихриста произойдёт великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибокровопролитие будет ужаснейшее: бунты Разинский, Пугачёвский, Французская революция – ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдёт гибель множества верных Отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних, уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведёт её путём страданий к великой славе!..» (Отрывной календарь на 1992 год. 14 января. Общество «Радонеж». Товарищество Российских Издателей); «Всё то, что носит название «декабристов», «реформаторов» и, словом, принадлежит к «бытоулучшительной партии» – есть истинное антихристианство, которое, развиваясь, приведёт к разрушению христианства на земле и отчасти Православия и закончится воцарением Антихриста над всеми странами мира, кроме России, которая сольётся в одно целое с прочими славянскими странами и составит громадный океан, перед которым будут в страхе прочие племена земные. И это так верно, как 2 х 2 = 4».

Совсем другими – «фаустовскими», а не православными – очами смотрит в «мглистую глубину третьего тысячелетия» Освальд Шпенглер в своём итоговом труде «Человек и техника»: «…культуры растут независимо друг от друга и одна за другой сдвигаются с Юга к Северу. Фаустовская, западноевропейская культура, быть может, не последняя, но она, наверняка, самая насильственная, страстная, трагичнейшая в своём внутреннем противоречии между всеохватывающей одухотворённостью и глубочайшей разорванностью души. Возможно, в следующем тысячелетии, где-нибудь между Вислой и Амуром, запоздало явится её бледный наследник, но здесь борьба между природой и человеком, восставшим против неё своим историческим существованием, будет вестись практически до самого конца». Из этого сценария вытекает, что в том тысячелетии, которое мы с Вами начинаем, Россия становится основным театром приложения мировых сил.

Ученик Шпенглера Вальтер Шубарт в прославившей его книге «Европа и душа Востока» говорит о приближении «иоаннического эона», благоприятного для грядущего расцвета России… Впрочем, движение Шубарта на русский иоаннический Восток закончилось трагически – советским концлагерем и расстрелом.

Тематике футурологического россиеведения был посвящён целый ряд осуществлённых под нашим научным руководством исследовательских проектов – здесь мне хотелось бы остановиться на презентации одного из них; пусть это будет Приложением к теме № 2 – с некоторыми повторами моделирующих таблиц в силу их важности не только для углублённого понимания, но и для более наглядного восприятия всей этой нашей не слишком простой проблематики.

Приложение к теме № 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: