Российская педагогическая гимнастика П.Ф.Лесгафта

Проникновение немецкой снарядовой гимнастики в русскую школу вызывало противодействие со стороны прогрессивно мыслящих ученых–гигиенистов, врачей и главным образом педагогов–просветителей (К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, А.П.Чехов, Е.М.Дементьев). Сильный удар по немецкому турнену нанес великий русский анатом, физиолог и педагог Петр Францевич Лесгафт. Изучив опыт преподавания гимнастики в странах Западной Европы, он подверг резкой критике его несоответствие существующим требованиям анатомии, физиологии, гигиены и положениям педагогической методики. Впервые в мировой теории и практике физического воспитания им создана научно–обоснованная система физического образования, которая вскоре привела к введению в школах необычного общеобразовательного предмета «Педагогическая гимнастика».

Цель физических упражнений, по П.Ф. Лесгафту, в осознанном достижении наилучших результатов в кратчайшие сроки и при наименьших затратах сил.

Педагогическая направленность новой системы проявлялась во всем, начиная с целевой ориентации, постановки задач и кончая содержанием, предполагаемыми средствами и путями реализации их.

Впервые в мировой практике физического воспитания систематизация учебного материала не ставится в зависимость от формальных факторов (форма снарядов, форма суставных движений), а строится на твердой педагогической основе.

Не утрачивают по сей день актуальности предложенная П.Ф. Лесгафтом схема последовательности решения педагогических задач, хорошо согласующаяся с современной теорией и методикой формирования двигательных представлений, умений и навыков.

Так, предложенная последовательность образовательно–развивающих задач в системе П.Ф. Лесгафта «вписывается» в три ступени обучения.

Первая – предусматривала ознакомление с простейшими формами движений (анализ). На второй – обучаемый приступает к выработке умения в более сложных двигательных заданиях различать движения по временным, пространственным признакам и по величине требуемых мышечных усилий. В третьей (конечной ступени) – вырабатывается способность соединять умения, навыки (синтез), добиваясь точного управления движениями и экономного их выполнения.

Значимость прогрессивной педагогической гимнастики П. Лесгафта не умоляет факт, что автор, разделяя мнение П.Линга, Ж. Демени, К. Гаульгофера, подвергал сомнению полезность использования снарядовых и акробатических упражнений. Жизнь показала, что использование этих средств раскрывает огромные образовательно–развивающие перспективы, что и подтверждает интерес молодежи ко всем спортивным видам гимнастики, созданным в XIX–XX вв. и успешно культивируемым во многих странах мира по сей день.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: