У женщин помимо рождения детей есть предназначение - развитие культуры, облагораживание об-щества. Качества женщин: боязливость, слабость, благонравие, красноречие, рассудительность - необходимы для развития в обществе "тонких чувств".
Гегель выделяет универсальное мужское сознание и женское - семейное. Феминное может быть угрозой гражданскому обществу, так как трансформирует частности семейной жизни, семейных от-ношений в универсальные принципы жизни.
Принцип, который руководит развитием женщин - это чувства, но не понимание универсальности.
Гендерная асимметрия
Гендерная асимметрия явилась одним из основных факторов формирования традиционной западной культуры и философской мысли, понимаемой как система знаний о мире. К 18-19 веку интерес мыслителей к проблематике пола начинает перемещаться из сферы философии в сферу общественных отношений. Идеи равноправия полов в европейской философской и общественно-политической мысли 19 века.
Джон Стюарт Милль 1806-1873 (признанный феминист)
|
|
Введение понимания пола как социального класса (со своими интересами, не совпадающими с ин-тересами других групп). Равенство прав мужчины и женщины.
Социалистическая и марксистская философия
Французский утопический социализм. Сен-Симон и Фурье - идеи об эмансипации женщин.
К. Маркс считал дискриминацию женщин частным случаем дискриминации людей в антагонистических общественно-экономических формациях.
Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" 1884 утверждал, что становление института частной собственности и развитие классовой структуры привело к "поражению женского пола". Угнетенное положение женщины - следствие не ее биологических свойств, а социальных отношений. Подчиненное положение женщин обусловлено существованием такого института, как семья, представляющего собой особую систему собственности. Для достижения свободы женщин необходимо разрушение системы, построенной на праве собственности, в результате классовой революции. Женщина фактически на правах раба для ведения хозяйства (переход к оседлой жизни).
В западноевропейской философии пола
1. Формирование бинарной оппозиции в гносеологии (в познании);
2. Формирование гендерной асимметрии в понимании общественного устройства;
3. Бинарная оппозиция закладывается в основу западноевропейской культуры.
Вводятся метафоричный и символический аспекты восприятия мужского и женского.