Наталия Гришина


ВВЕДЕНИЕ

1.

Онтопсихология — это наука, которая в своей основе следует интенциональности жизни в человеческом суще­стве. Для понимания этой науки необходимо знать весь предшествующий опыт психологии и представлять себе те колоссальные трудности, которые в прошлом приходи­лось преодолевать различным ее направлениям. В про­тивном случае даже те, кто многие годы занимаются изу­чением онтопсихологии, рискуют опуститься до баналь­ного и поверхностного толкования того чрезвычайно глу­бокого знания, которое несет в себе эта наука, сводя все к какому-либо одному из ее аспектов, например, негатив­ной психологии[1].

Вплоть до XVIII века психология добивалась больших успехов, исследуя внутренний психический мир челове­ка, ибо ею занимались философы и теологи — великие учителя прошлого. Однако сейчас она «перекочевала на больничную койку», то есть стала заниматься людьми, полностью «вычеркнутыми» из логики жизни.

Научные предпосылки онтопсихологии с клиничес­кой точки зрения рассматриваются в книге «Клиничес­кая онтопсихология»[2], с философской — в «Онтопсихологической философии»[3], а также в других изданиях. Фундаментальные теоретические и практические зна­ния онтопсихологии представлены в «Учебнике по он­топсихологии»[4].

Онтопсихологию не следует воспринимать исключи­тельно как метод психотерапии; онтопсихология — это наука, позволяющая человеку заглянуть внутрь себя и по­нять конечную цель собственного динамического дейст­вия. Онтопсихологическое познание эпистемично[5], что и делает онтопсихологию наукой, ибо наука творится са­мой жизнью, а не создается в учебных аудиториях.

В общем онтопсихологический подход можно пред­ставить тремя ключевыми моментами.

1. Кризис. Онтопсихология доводит до осознания тот факт, что человек не может в полной мере использовать свою рациональность из-за потери контакта с собствен­ной отправной точкой, точкой связи с основой бытия. Первое, о чем сигнализирует онтопсихология: «Внима­ние! Внутри тебя есть некая часть, в которой ты явля­ешься самим собой, в которой ты вступаешь в контакт с жизнью и в которой важен только ты сам, но эту часть ты должен найти». Это — Ин-се человека[6], та точка, в ко­торой жизнь выступает посредником неповторимости каждого индивида, управляя процессом «Я есть»[7] и поро­ждая личность, но для этого необходимо обрести власть над этой точкой.

Метанойя как терапия аутентификации. Онтопсихо­логия обучает технике прочтения тех или иных оттен­ков ситуации, и ее послание гласит: «Я не оспариваю твою рациональность, но если ты хочешь вновь обрести бессознательное, то, что неведомо твоему сознанию...» Чтобы понимать бессознательное, необходима терапия аутентификации для осуществления метанойи. Этот про­цесс позволяет индивиду осознать свою сопричастность межпланетной истории, отголоски событий которой, отложившиеся во времени — монитор отклонения[8] — мо­гут сказываться на его жизни.

3. Природная интенциональностъ. Послание онтопсихо­логии гласит: «Если ты хочешь быть точным инструмен­том, то должен следовать природной интенциональности». Жизнь действительно представляет собой науку, технику, порядок и не прощает наивного легковерия, не совпадающего с ее пропорциями.

На основе этих трех принципов расцветают лепестки жизни.

2.

Формирование в себе высшей культуры — это индиви­дуальная задача каждого человека, которую он должен решать самостоятельно, не обращаясь за помощью к го­сударству или общественным институтам.

Для всего мира актуальна проблема разрастания мас­сы и потребительского отношения ко всему наряду с острой нехваткой позитивной творческой личности.

Наиболее признанные науки, изучающие челове­ка, — от социологии до медицины и психологии — отда­ют себе отчет в том, что общество страдает не от того, что больных становится все больше, а от недостатка людей творческих, способных на духовное, научное и культурное возрождение во имя создания высшей куль­туры, которая объединит человечество с другими ци­вилизациями.

Мой клинический опыт в области психологии подтвер­ждает: во всем мире ощущается недостаток в человеке творческом, обладающем высочайшим интеллектом. Вез­де и всюду превалирует стандарт — от музыки до живопи­си, от политики до управления финансами. Обществу не хватает людей, способных на выдающиеся свершения.

Сегодня все системы коммуникации направлены на распространение банальной, изоморфной культуры, но то, что одинаково, суть ничто. Однако человека отлича­ет от других, в первую очередь, неповторимая уникаль­ность его личности.

Одинаковое не способствует рождению гения, его со­здает отличие. Гениальное никогда не порождает масса, это — прерогатива индивида.

Перед крупномасштабными технологическими и со­циальными проблемами современного мира уже бес­сильны даже великие культурные и научные традиции. Машина постепенно уравнивает людей, делая их одно­мерными. Явления коллективной шизофрении, само­убийств или наркомании, особенно в молодежной сре­де, свидетельствуют о крахе традиционной и уже уста­ревшей педагогики. Несмотря на достигнутое богатство и определенное благосостояние, в западном мире отсут­ствует бытийное измерение.

Именно поиск научного ответа на эти актуальные для всего мира вопросы привел меня более тридцати лет то­му назад к разработке основ онтопсихологии.

Великая научная психология остановилась в своем развитии в 60-е годы нашего столетия. В гуманистиче­ском обществе, подобном тому, в котором мы сегодня живем, прежде всего, психология должна оказать по­мощь другим наукам, поскольку особым предметом ее исследования является точный человек. Точный чело­век послужит основой для создания точной науки и предвосхитит появление зрелых людей — великих поли­тиков, великих учителей и наставников, великих уче­ных и великих художников, то есть новых людей, спо­собных построить великое будущее.

Все плоды нашей современной цивилизации, скорее, выглядят как результат скрытой шизофрении. Во всех законах, общепринятых нормах поведения и различ­ных структурах просматривается, прежде всего, чело­век-объект. Тогда как обусловить рождение творческого человека?

Онтопсихология поставила перед собой именно эту специфическую задачу: формирование из обычного рядового человека гениальное отличие. Именно к таким людям, наде­ленным интеллектуальными способностями и открытым новизне будущего, в первую очередь, обращена онтопсихологическая теория.

В основу возрождения такого нового человека поло­жены не абстрактная теория, философские рассуждения или общественное мнение, а исключительно природный критерий, внутренне присущий подлинному человеку.

Каждый человек, прежде всего, обретает душу и лишь затем — язык, культуру, историю. Речь идет не о религии или реинкарнации, а о семени вечного разума жизни в глубинной онтической основе человека. Вне культуры, сознания или комплексов существует то, что позволяет вечному ребенку осуществлять гигантские свершения, — это разум[9], способный проложить путь всем наукам.

Онтопсихология представляет собой радикальное и новое видение в различных областях — от философии до искусства и науки, но ее первоочередной задачей яв­ляется здоровье и жизнеспособность всего сущего. Лю­бая наука истинна, если способна дать ответ на следую­щие вопросы: порождает ли она жизнь, умеет ли ле­чить, развивать, обеспечивать рост, давать метафизиче­скую уверенность человеку, идущему вперед? Только в этом случае она есть жизнь, и лишь это является крите­рием истины для человека, а не мнения научных авто­ритетов или влияние крупных культурных течений, ко­торые истину не гарантируют.

В этих целях онтопсихология предполагает обяза­тельную терапию аутентификации для технической и аналитической проверки субъекта, определяющей, насколько его сознание действительно соответствует его единственному и неповторимому Ин-се — великому семе­ни жизни, которое абсолютно индивидуально в каждом человеке. Только достигнув внутренней наполненности, зрелости, субъект сможет принести реальную пользу всему обществу. Но для этого необходимо, чтобы созна­ние человека было способно конкретно продемонстри­ровать подлинность субъекта.

Какое бы свое мнение или впечатление ни выражал субъект, важно проверить, согласуются ли они с его глу­бинным внутренним Ин-се. Если его суждения не совпа­дают с его Ин-се, значит он принадлежит к большинст­ву ординарных людей, а не к творцам истории на этой планете.

Онтопсихология — это авангард современной психо­логии, ее научная методика кардинально отличается от всех прочих направлений, поскольку содержит в себе ис­точник радости и логику, а также соответствует движе­нию великих универсальных законов жизни. Эта мето­дика применима как в клинической практике, так и при аутентификации личности, и, в первую очередь, предна­значена тем лидерам, которые несут на своих плечах от­ветственность за все общество. Ее философия заключе­на в следующем: не жди помощи от жизни, а помогай ей сам. Человек должен самостоятельно решать свои проб­лемы и сам исправлять свои недостатки, изменяя себя аутентичным образом. Жить нужно не только для того, чтобы существовать или иметь, а ради того, чтобы быть.


Глава первая

СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕКА

1.1. Quid est veritas?[10]

Все ищут истину, но что есть истина? Латинское слово veritas (vis que ruit) с точки зрения этимологии представля­ет собой синтез латинского слова vis - сила, импульс, по­рыв, мощь и греческого τιθημι - устанавливать, класть, ставить. Vis в значении vita (жизнь) есть местопребыва­ние vis, «место силы». Таким образом, слово veritas (исти­на) означает создавать место для силы. Это — место и способ разворачивания силы: как она раскрывается, раз­вивается, во что оформляется в этом месте. Таково ос­новное значение этого слова, которое вкладывали в не­го создатели человеческого языка, когда учили отобра­жать в символе вещи в их истинности[11].

Человек крайне далек от vis.

Истина есть то, чем я — человек — являюсь в настоя­щее время: vis que adest (лат.) Если я ищу истину в тради­циях и культуре, то я еще очень далек от самого себя.

Я есть настоящий момент: я как человек, как реаль­ность, как присутствие. Истина уже здесь, в том, где я су­ществую. Истина — это способ и порядок, согласно кото­рому движется и разворачивается сила.

Чем упорнее мы будем искать истину вне себя, тем больше будем отдаляться от нее. Чем больше мы сумеем понять то, чем мы являемся, тем сильнее истина утвер­дит нас в нас самих. Бытие здесь, там, где я есть, а не там, где я думаю, вспоминаю, составляю мнение, выражаю се­бя, люблю.

Кто я? Я — то, что я есть.

Что есть Бытие[12]? Это то высшее, которое я, как чело­век, могу постичь интуитивно. Каждый человек — это час­тица необозримой вселенной, момент Бытия. Если существует связь с этим отрезком Бытия, то я могу сказать: «Я есть то, что я есть». В таком случае Бытие — есть, и есть такое, каким я развиваю себя в данный момент.

Я живу, я есть, я обладаю властью над этой жизнью. Мне не о чем беспокоиться: я — единственный хозяин того места, в котором живу. У меня нет иных хозяев, кро­ме меня самого. Мне неведом страх. Я есть жизнь, ибо я знаю, кто я есть. Я не сам создал себя, я не родился из са­мого себя: я был создан и размещен здесь. Но с момента этого рождения я есть и черпаю всю свою силу и уверен­ность из этой реальности. Без этого момента никакие логические или диалектические рассуждения просто не­возможны, и все превращается в наукообразие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: