ВВЕДЕНИЕ
1.
Онтопсихология — это наука, которая в своей основе следует интенциональности жизни в человеческом существе. Для понимания этой науки необходимо знать весь предшествующий опыт психологии и представлять себе те колоссальные трудности, которые в прошлом приходилось преодолевать различным ее направлениям. В противном случае даже те, кто многие годы занимаются изучением онтопсихологии, рискуют опуститься до банального и поверхностного толкования того чрезвычайно глубокого знания, которое несет в себе эта наука, сводя все к какому-либо одному из ее аспектов, например, негативной психологии[1].
Вплоть до XVIII века психология добивалась больших успехов, исследуя внутренний психический мир человека, ибо ею занимались философы и теологи — великие учителя прошлого. Однако сейчас она «перекочевала на больничную койку», то есть стала заниматься людьми, полностью «вычеркнутыми» из логики жизни.
Научные предпосылки онтопсихологии с клинической точки зрения рассматриваются в книге «Клиническая онтопсихология»[2], с философской — в «Онтопсихологической философии»[3], а также в других изданиях. Фундаментальные теоретические и практические знания онтопсихологии представлены в «Учебнике по онтопсихологии»[4].
|
|
Онтопсихологию не следует воспринимать исключительно как метод психотерапии; онтопсихология — это наука, позволяющая человеку заглянуть внутрь себя и понять конечную цель собственного динамического действия. Онтопсихологическое познание эпистемично[5], что и делает онтопсихологию наукой, ибо наука творится самой жизнью, а не создается в учебных аудиториях.
В общем онтопсихологический подход можно представить тремя ключевыми моментами.
1. Кризис. Онтопсихология доводит до осознания тот факт, что человек не может в полной мере использовать свою рациональность из-за потери контакта с собственной отправной точкой, точкой связи с основой бытия. Первое, о чем сигнализирует онтопсихология: «Внимание! Внутри тебя есть некая часть, в которой ты являешься самим собой, в которой ты вступаешь в контакт с жизнью и в которой важен только ты сам, но эту часть ты должен найти». Это — Ин-се человека[6], та точка, в которой жизнь выступает посредником неповторимости каждого индивида, управляя процессом «Я есть»[7] и порождая личность, но для этого необходимо обрести власть над этой точкой.
Метанойя как терапия аутентификации. Онтопсихология обучает технике прочтения тех или иных оттенков ситуации, и ее послание гласит: «Я не оспариваю твою рациональность, но если ты хочешь вновь обрести бессознательное, то, что неведомо твоему сознанию...» Чтобы понимать бессознательное, необходима терапия аутентификации для осуществления метанойи. Этот процесс позволяет индивиду осознать свою сопричастность межпланетной истории, отголоски событий которой, отложившиеся во времени — монитор отклонения[8] — могут сказываться на его жизни.
|
|
3. Природная интенциональностъ. Послание онтопсихологии гласит: «Если ты хочешь быть точным инструментом, то должен следовать природной интенциональности». Жизнь действительно представляет собой науку, технику, порядок и не прощает наивного легковерия, не совпадающего с ее пропорциями.
На основе этих трех принципов расцветают лепестки жизни.
2.
Формирование в себе высшей культуры — это индивидуальная задача каждого человека, которую он должен решать самостоятельно, не обращаясь за помощью к государству или общественным институтам.
Для всего мира актуальна проблема разрастания массы и потребительского отношения ко всему наряду с острой нехваткой позитивной творческой личности.
Наиболее признанные науки, изучающие человека, — от социологии до медицины и психологии — отдают себе отчет в том, что общество страдает не от того, что больных становится все больше, а от недостатка людей творческих, способных на духовное, научное и культурное возрождение во имя создания высшей культуры, которая объединит человечество с другими цивилизациями.
Мой клинический опыт в области психологии подтверждает: во всем мире ощущается недостаток в человеке творческом, обладающем высочайшим интеллектом. Везде и всюду превалирует стандарт — от музыки до живописи, от политики до управления финансами. Обществу не хватает людей, способных на выдающиеся свершения.
Сегодня все системы коммуникации направлены на распространение банальной, изоморфной культуры, но то, что одинаково, суть ничто. Однако человека отличает от других, в первую очередь, неповторимая уникальность его личности.
Одинаковое не способствует рождению гения, его создает отличие. Гениальное никогда не порождает масса, это — прерогатива индивида.
Перед крупномасштабными технологическими и социальными проблемами современного мира уже бессильны даже великие культурные и научные традиции. Машина постепенно уравнивает людей, делая их одномерными. Явления коллективной шизофрении, самоубийств или наркомании, особенно в молодежной среде, свидетельствуют о крахе традиционной и уже устаревшей педагогики. Несмотря на достигнутое богатство и определенное благосостояние, в западном мире отсутствует бытийное измерение.
Именно поиск научного ответа на эти актуальные для всего мира вопросы привел меня более тридцати лет тому назад к разработке основ онтопсихологии.
Великая научная психология остановилась в своем развитии в 60-е годы нашего столетия. В гуманистическом обществе, подобном тому, в котором мы сегодня живем, прежде всего, психология должна оказать помощь другим наукам, поскольку особым предметом ее исследования является точный человек. Точный человек послужит основой для создания точной науки и предвосхитит появление зрелых людей — великих политиков, великих учителей и наставников, великих ученых и великих художников, то есть новых людей, способных построить великое будущее.
Все плоды нашей современной цивилизации, скорее, выглядят как результат скрытой шизофрении. Во всех законах, общепринятых нормах поведения и различных структурах просматривается, прежде всего, человек-объект. Тогда как обусловить рождение творческого человека?
Онтопсихология поставила перед собой именно эту специфическую задачу: формирование из обычного рядового человека гениальное отличие. Именно к таким людям, наделенным интеллектуальными способностями и открытым новизне будущего, в первую очередь, обращена онтопсихологическая теория.
|
|
В основу возрождения такого нового человека положены не абстрактная теория, философские рассуждения или общественное мнение, а исключительно природный критерий, внутренне присущий подлинному человеку.
Каждый человек, прежде всего, обретает душу и лишь затем — язык, культуру, историю. Речь идет не о религии или реинкарнации, а о семени вечного разума жизни в глубинной онтической основе человека. Вне культуры, сознания или комплексов существует то, что позволяет вечному ребенку осуществлять гигантские свершения, — это разум[9], способный проложить путь всем наукам.
Онтопсихология представляет собой радикальное и новое видение в различных областях — от философии до искусства и науки, но ее первоочередной задачей является здоровье и жизнеспособность всего сущего. Любая наука истинна, если способна дать ответ на следующие вопросы: порождает ли она жизнь, умеет ли лечить, развивать, обеспечивать рост, давать метафизическую уверенность человеку, идущему вперед? Только в этом случае она есть жизнь, и лишь это является критерием истины для человека, а не мнения научных авторитетов или влияние крупных культурных течений, которые истину не гарантируют.
В этих целях онтопсихология предполагает обязательную терапию аутентификации для технической и аналитической проверки субъекта, определяющей, насколько его сознание действительно соответствует его единственному и неповторимому Ин-се — великому семени жизни, которое абсолютно индивидуально в каждом человеке. Только достигнув внутренней наполненности, зрелости, субъект сможет принести реальную пользу всему обществу. Но для этого необходимо, чтобы сознание человека было способно конкретно продемонстрировать подлинность субъекта.
Какое бы свое мнение или впечатление ни выражал субъект, важно проверить, согласуются ли они с его глубинным внутренним Ин-се. Если его суждения не совпадают с его Ин-се, значит он принадлежит к большинству ординарных людей, а не к творцам истории на этой планете.
|
|
Онтопсихология — это авангард современной психологии, ее научная методика кардинально отличается от всех прочих направлений, поскольку содержит в себе источник радости и логику, а также соответствует движению великих универсальных законов жизни. Эта методика применима как в клинической практике, так и при аутентификации личности, и, в первую очередь, предназначена тем лидерам, которые несут на своих плечах ответственность за все общество. Ее философия заключена в следующем: не жди помощи от жизни, а помогай ей сам. Человек должен самостоятельно решать свои проблемы и сам исправлять свои недостатки, изменяя себя аутентичным образом. Жить нужно не только для того, чтобы существовать или иметь, а ради того, чтобы быть.
Глава первая
СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕКА
1.1. Quid est veritas?[10]
Все ищут истину, но что есть истина? Латинское слово veritas (vis que ruit) с точки зрения этимологии представляет собой синтез латинского слова vis - сила, импульс, порыв, мощь и греческого τιθημι - устанавливать, класть, ставить. Vis в значении vita (жизнь) есть местопребывание vis, «место силы». Таким образом, слово veritas (истина) означает создавать место для силы. Это — место и способ разворачивания силы: как она раскрывается, развивается, во что оформляется в этом месте. Таково основное значение этого слова, которое вкладывали в него создатели человеческого языка, когда учили отображать в символе вещи в их истинности[11].
Человек крайне далек от vis.
Истина есть то, чем я — человек — являюсь в настоящее время: vis que adest (лат.) Если я ищу истину в традициях и культуре, то я еще очень далек от самого себя.
Я есть настоящий момент: я как человек, как реальность, как присутствие. Истина уже здесь, в том, где я существую. Истина — это способ и порядок, согласно которому движется и разворачивается сила.
Чем упорнее мы будем искать истину вне себя, тем больше будем отдаляться от нее. Чем больше мы сумеем понять то, чем мы являемся, тем сильнее истина утвердит нас в нас самих. Бытие здесь, там, где я есть, а не там, где я думаю, вспоминаю, составляю мнение, выражаю себя, люблю.
Кто я? Я — то, что я есть.
Что есть Бытие[12]? Это то высшее, которое я, как человек, могу постичь интуитивно. Каждый человек — это частица необозримой вселенной, момент Бытия. Если существует связь с этим отрезком Бытия, то я могу сказать: «Я есть то, что я есть». В таком случае Бытие — есть, и есть такое, каким я развиваю себя в данный момент.
Я живу, я есть, я обладаю властью над этой жизнью. Мне не о чем беспокоиться: я — единственный хозяин того места, в котором живу. У меня нет иных хозяев, кроме меня самого. Мне неведом страх. Я есть жизнь, ибо я знаю, кто я есть. Я не сам создал себя, я не родился из самого себя: я был создан и размещен здесь. Но с момента этого рождения я есть и черпаю всю свою силу и уверенность из этой реальности. Без этого момента никакие логические или диалектические рассуждения просто невозможны, и все превращается в наукообразие.