Психиатрия раннего и детского возраста
Преподаватель
Скобло Галина Викторовна
ТЕМА № 1.Введение в предмет. Психозы раннего и дошкольного возраста.
Содержание презентации:
№1. Определение психиатрии. Понятия этиологии и патогенеза. Детская психиатрия как отдельный раздел психиатрии. Появление в середине 20-го века психиатрии раннего детского возраста.
№2 Симптом, синдром, болезнь как нозологическая единица.
№3. МКБ-10 применительно к детской психиатрии.
№4.Первые международные дигностические классификации нарушений психического эдоровья в младенчестве и раннем детстве.
№5. Понятия психоза, продуктивных и негативных расстройств.
№6.Причины психозов. Эндогенные и экзогенные психозы.
№7.Продуктивные расстройства восприятия (галлюцинации).
№8. Продуктивные расстройства мышления.
№9. Продуктивные расстройства психомоторики.
№10. Продуктивные расстройства сознания.
№11. Негативные расстройства, характерные для психозов.
№12.Негативные расстройства, характерные для психозов (продолжение).
|
|
№1. Определение психиатрии.
• Психиатрия — это отрасль медицины, которая посвящена распознованию, лечению,
• профилактике и социальной реабилитации разнообразных психических нарушений, а также изучению их этиологии и патогенеза.
• Этиология — это непосредственная, прямая причина какого-либо болезненного нарушения.
• Патогенез — это процесс развития и механизмы течения болезненного нарушения.
Детская психиатрия
• Детская психиатрия как отдельный раздел психиатрии начала развиваться в 19-ом веке.
• Вначале в поле ее зрения попадали только тяжелые психические отклонения у детей:
ü врожденные состояния слабоумия у детей (олигофрении),
ü случаи ранней и злокачественно протекающей шизофрении,
ü грубые отклонения психического развития в сочетании с двигательными нарушениями (детский церебральный паралич).
• Впоследствии, в течение 20-го века, границы детской психиатрии значительно расширились.
• Этому в основном способствовали:
• усовершенствование ранней диагностики и лечебной помощи в области медицинской генетики и детской неврологии;
• развитие клинической психологии детства, в том числе раннего;
• внимание к пограничным формам психической патологии в детстве;
• расширение арсенала медикаментозных средств, которые с осторожностью, но все интенсивнее внедряются в детскую психиатрию.
Психиатрия раннего детского возраста
• Психиатрия раннего детского возраста как отдельный раздел детской психиатрии начала оформляться лишь с середины 20-го века.
• Тогда были выделены такие, начинающиеся в раннем детстве психические нарушения как:
|
|
• детский аутизм и аутистическая психопатия;
• произошла медико-генетическая дифференциация многих олигофрений;
• была подробно описана ранняя детская шизофрения;
• в результате разработки теории привязанности стали четкими ранние депривационные расстройства;
• исследования врожденного темперамента способствовали выявлению ранних, конституционально обусловленных психических отклонений.
№2. Классификации болезненных нарушений
• Классификации болезненных нарушений, в том числе психических, связаны с такими понятиями как симптом, синдром, болезнь как нозологическая единица.
• Симптом — это отдельный, изолированный признак болезненного нарушения, его «элементарная» частица.
• Синдром — это взаимосвязь симптомов («бег симптомов»по-латыни). Во многом схожие синдромы могут наблюдаться при нозологически различных болезнях.
• Болезнь как нозологическая единица — это болезнь с четко установленной этиологией (причиной)
• В психиатрии, в том числе детской, описано огромное количество симптомов, встречающихся при различных психических нарушениях.
• Известно также большое количество психопатологических (психиатрических) синдромов.
• Нозологических форм, т.е. болезней с четко установленной причиной пока в психиатрии немного.
• В основном это определенные генетические формы олигофрений, например фенилкетонурия.
№3. МКБ-10 применительно к детской психиатрии
• Детские психиатры при постановке диагноза в настоящее время пользуются МКБ-10.
• МКБ-10 — это международная классификация болезней 10-го пересмотра (1992), которая применяется во все мире.
• Она состоит из ряда глав, каждая из которых посвящена определенному классу болезненных нарушений.
• Психическим расстройствам отведена глава V, под шифром F. Она содержит 10 диагностических рубрик или категорий. 3 из них имеют прямое отношение к детской психиатрии. Это:
• F7 – умственная отсталость,
• F8 — нарушения психологического развития,
• F9 — поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте.
• Кроме того детские психиатры используют шифры других рубрик, таких, например, как
• F2 – шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства,
• F3 — аффективные расстройства настроения,
• F4 — невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства.
• Диагностика в МКБ-10 осуществляется на уровне синдромов.
• Описание «взрослых» синдромов не всегда соответствует схожим состояниям у детей.
• Поэтому при постановке диагноза детские психиатры в России нередко дополнительно используют разработки ведущих отечественных научных коллективов в области детской психиатрии.
• МКБ-10 практически не приспособлена для диагностики психических нарушений у детей младенческого и раннего возраста.
№4.Первые международные дигностические классификации нарушений психического эдоровья в младенчестве и раннем детстве
• Первая международная дигностическая классификация нарушений психического здоровья в младенчестве и раннем детстве - Diagnostic Classification of Mental Health and Developmental Disorders of Infancy and Early Childhood, в сокращении DC:0-3, была издана в 1994г. и предназначалась для совместной диагностической работы детских психиатров и психологов.
• В 2005г. был произведен ее пересмотр и новый ее вариант был опубликован под названием DC:0-3R.
• Эта классификация рассчитана на детей до 4-х лет включительно.