Значение культуры в решении основного вопроса философии

Изучая такие далекие от повседневно-практической жизни вещи, философия на первый взгляд, кажется не нужной в повседневной жизни. Ведь, в основном, бытует мнение, что для обеспечения условий нормальной жизни нужно, прежде всего, удовлетворение базовых потребностей в пище, жилище, безопасности, общении и т.д. Однако, кроме базовых потребностей, человек имеет и ряд других - потребности в самоутверждении, творчества, в реализации своего потенциала.

Осмысление «высших» потребностей философией, не означает, что изучив их, с философской точки зрения, человек обязательного станет творческой личностью, самореализуется и т.д. Философия только помогает этому. Будучи основой мировоззрения, она определяет мировоззрение человека, влияет на формирование мировоззренческих идеалов и пути их становления и претворения в реальную жизнь.

Американские философы М. Веласкес и В. Берри вслед за психотерапевтом К. Роджерсом рассматривают мировоззренческий идеал, как идеал полнофункциональной личности. Переосмыслив некоторые из их взглядов, можно конкретизировать содержание этого идеала.

Одной из основных характеристик полнофункционального лица как такого, что способно к самоосуществлению, является способность к самостоятельному мышлению. Этот признак предполагает способность личности самостоятельно формировать собственные отношения и убеждения. Такой человек является свободной от жестких мировоззренческих и поведенческо-личностных зависимостей. Другой характеристикой является глубокое самосознание. Содержание ее тесно связано с развитием философского взгляда на мир, на себя. Полнофункциональный человек оценивает себя, свои действия, возможности. Именно философия является основанием рефлексивной переоценки «базовых интеллектуальных оснований» жизни. Только философская рефлексия способна привести к осознанию раньше не осознанных убеждений и предпочтений, сравнить их с другими возможными предпочтениями и убеждениями, выявить их ограниченность, осуществить выход за эти пределы и сформировать более адекватные основания существования.

Следующий признак - гибкость. Нестабильность, кардинальные изменения в мире человеческого бытия способны сломать только жесткие, подобные мифологическим воззрениям, мировоззренческие ориентиры человека. И человека, который способен к постоянному саморефлексованому контролю, к перестройке, которая может понимать, учитывать и оценивать влияние изменений внешнего мира, адекватно реагируя на них закономерными и гибкими изменениями собственного внутреннего естества, они не в состоянии расшатать и нарушить.

Философия с начала своего существования предлагает рассматривать мир в его перспективе, каждую вещь в зависимости от целого, создает общую картину действительности, где всегда находится место для надежды, веры, любви, которым под силу удержать человека над пропастью небытия.

Еще одна важная характеристика полнофункциональной личности заключается в способности к творчеству. Творчество проявляется не только в сфере искусства. Творческий человек не стандартно решает любые вопросы во всех сферах своей жизнедеятельности, на всех уровнях. Основой творчества является философия. Благодаря ей человек способен абстрагироваться от своих чисто субъективных переживаний, взглянуть на вещи со стороны, постичь мир во всей его целостности, выйдя из-за пределов собственной человеческой ограниченности. Такой объективный философский взгляд на мир предоставляет возможность открыть новые перспективы решения существующих проблем.

Следующей особенностью полнофункциональной личности, которую помогает сформировать усвоения философии, - это четко концептуализирована, хорошо продуманная система ценностных представлений в области морали, искусства, политики и т.д. Поскольку аксиология является отраслью философии, то это дает возможность людям сформулировать собственные ценностные ориентиры, осознать смысл их собственной жизни.

Современный американский философ и психотерапевт В. Франкл говорил, что наличие у человека системы ценностных ориентиров, которые определяют высшие потребности и стремления, смысл жизни в целом, является крайне важным.

Потеря или отсутствие смысла жизни, что определяется «высшими» потребностями, даже в условиях прекрасной карьеры и хорошей работы, материального достатка и физического здоровья, часто приводит к психическим неврозам, иногда к самоубийству.

Плохо, когда человек не находит. Душевное здоровье человека в прямой зависимости от напряжения, которое возникает в психике человека, который осознает разрыв между тем, кем она является, и тем, кем она могла бы стать. В. Франкл считает философию основой метода логотерапии, лечение смыслом.

Философия учит человека, какой идеал она может для себя создать и каким путем достичь. Культура же, будучи деятельным способом освоения мира, приспособления к нему, является особым путем к воплощению мировоззренческого идеала в жизни человека. Философия - сфера деятельности человеческого духа, уникальный язык, овладев которым человек может найти общий язык с миром, познать закономерности мироздания и собственно своего существования. Культура же, в таком сравнении, послужит своеобразным речевым аппаратом. Изучая философию, человек изучает язык мира, а через культуру она общается с ним.

Для осознания значения культуры в решении основного вопроса философии является важным опыт человечества относительно становления мировоззренческих идеалов. Осознав ошибки и достижения прошлого, как человеку, так и человечеству в целом, было бы легче определиться с ценностными ориентирами, найти пути решения актуальных проблем, стоящих перед человеком.

Следовательно, изучение культуротворческого процесса с философской точки зрения является чрезвычайно актуальным. Ведь именно в общественно-исторической памяти человечества, этой чрезвычайной казны ценностей, хранятся ответы на главные вопросы, находятся лекарства и утешение для страждущих человеческих душ, здесь можно найти путь к истинному человеческому счастью. Опять же, высказанное мнение не следует понимать как то, что, освоив точно философию и культурологию в философском аспекте, можно получить готовый ответ на вопрос, что является смыслом жизни, что есть Истина. Конечно, нет. Ведь, как уже неоднократно отмечалось, философия не дает готовых ответов, а только учит их находить, соответственно же и культура является отражением попыток поиска мировоззренческих ориентиров, попыток приближения к Истине.

В культуре «высшие» чувства, мировоззренческие идеалы отдельных людей становятся идеалами человечества в целом. Сохраняясь в формах исторических типов культуры, они становятся достоянием опыта человечества, которые должны использоваться будущими поколениями для создания мира Гармонии и Красоты, служить построению такого общества, в котором человек чувствовал бы себя счастливым в философском смысле этого слова.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: