Источник власти авторитета

1тобы выяснить, как особенности авторитета (в частности, экспериментатора) влияют на подчинение, Милгрэм проверил несколько переменных. Он установил, Например, что физическое присутствие авторитета ведет к большему подчинению (85%), чем приказания, передаваемые по телефону (21%). Это доказывает важ-


54 Глав а 1. Конформизм и подчинение ___________________________ _______________

ность пространственной близости авторитета к «преподавателю» (как и близости «ученика»). В другом эксперименте Милгрэм поставил перед собой задачу опре­делить, влияет ли на подчинение престиж учреждения, которое представляет ав­торитет. Вместо того чтобы проводить эксперименты в Йельском университете (как это делалось прежде), он провел ряд экспериментов в обветшалом админист­ративном здании в соседнем городе под вывеской фиктивной исследовательской организации. В этой обстановке 48% испытуемых проявили полное подчинение. Этот факт показывает, что для обеспечения подчинения власть вовсе не должна быть представлена престижным учреждением. Наконец, в третьем эксперименте Милгрэм констатировал, что даже «аморальный» авторитет может добиться под­чинения значительного числа индивидов. В этом эксперименте ученик давал со­гласие участвовать в нем только при условии, что экспериментатор немедленно прекратит испытание, когда ученик его об этом попросит. Экспериментатор сна­чала обещал, но затем отказывался освободить ученика, когда тот его об этом про­сил. Но даже после того, как экспериментатор нарушил свое обещание, 40% участ­ников эксперимента все же беспрекословно подчинились ему.

Для дальнейшего изучения источника силы авторитета Милгрэм изменил ро­ли различных участников эксперимента. Многочисленные опыты показали, что приказ о применении электрошока должен исходить от определенного предста­вителя власти, если есть желание добиться подчинения. Так, мало случаев под­чинения наблюдается, если экспериментатор отсутствует, а приказ отдает дру­гой узнаваемый участник эксперимента (ассистент). И никакого подчинения нет: а) в том случае, если «ученик» просит применить к нему электрошок, а экспери­ментатор возражает, а также б) если два экспериментатора дают противоречащие друг другу указания «преподавателю» по поводу электрошока, которому следует подвергнуть «ученика». Милгрэм изучил также интересный случай, когда экспе­риментатор играет роль «ученика». Он установил, что при этом ни один «препо­даватель» не захотел применить к экспериментатору максимальное напряжение по приказу другого испытуемого, но 65% делали это, если приказ исходил от дру­гого экспериментатора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: