А. С давних времен до наших дней

Слова друг, дружба относятся к повседневному языку и употребляются довольно свободно, включая разнообразные оттенки значения — от почти нерушимой ис­ключительной связи до приветливых, иногда случайных отношений. То же на­блюдается и в английском языке, где слова friend, friendship имеют еще более ши­рокое значение. Мы будем их употреблять в сильном значении, считая, что друг — это человек, связанный с другим человеком взаимной близостью и доброжела­тельством, которые не основаны ни на родстве, ни на половом влечении, ни на со­циальных интересах или условностях, — даже если придется признать, что воз­можна интерференция этих факторов.

Если сегодня, судя по различным опросам, автобиографиям и даже статьям в прессе, дружба в большой чести, то надо сказать, что она фактически представ­ляла собой ценность во все времена и во всех культурах. Уже в эпоху антично­сти философы разрабатывали эту тему, а Аристотель даже мораль основывал на дружбе: «Если бы граждане не дружили между собой, то не было бы надобности в юриспруденции. Даже если предположить, что они праведны, они все равно нуж­дались бы в дружбе». Аристотель определяет дружбу через равенство, близость, взаимную верность, всегда возобновляющуюся радость при встрече и взаимных делах (Аристотель, «Этика Никомахова», кн. 7, 8).

Аристотель различает, кроме того, дружбу-любовь и единомыслие, согласие как гармо­нию коллективной жизни, своего рода гражданственную дружбу, взаимопонимание. Это значение существовало до середины XIX в. в сельской местности, а французский термин amicale существует до сих пор, обозначая товарищество, объединение людей од­ной профессии или спортсменов, занимающихся одним видом спорта.

Можно было бы сказать, что Аристотель уже тогда рассматривал дружбу как со­циальный психолог, подчеркивая одновременно ее интимность, личные переживания и социальные рамки, благоприятствующие дружбе: близкий статус партнеров, формы местных объединений, режимы демократического стиля.

Цицерон в своем трактате о дружбе {De amicitia) заявляет (предвосхищая феноме­нологов), что разделенные дружеские чувства дают друзьям сознание, что они живут благодаря обмену мыслями и чувствами.

Литература оставила нам своеобразные мифологические образцы дружеских пар-Ахилл и Патрокл, Орест и Пилад, Нис и Эвриал — в греко-латинских эпопеях, Да­вид и Ионафан в Ветхом Завете, а также еще и другие — в средневековых поэмах. Заслугой Монтеня1 является то, что он нашел для описания дружбы саму0 волнующую форму выражения: «Если бы у меня настойчиво требовали ответа,

1 М. Монтень (Michel Eyquem de Montaigne) — великий мыслитель, философ, писатель XVI в. (1533-1592). Много лет работал над своим основным произведением «Опыты» («Essais»). где оИ обобщил свои размышления. — Примеч. перев,


почему я любил своего друга1, я чувствую, что не мог бы выразить это иначе, чем сказав: "Потому, что это был он, и потому, что это был я"» («Опыты», кн. 1, гла­ва XXVIII). В менее лирических тонах, но так же проникновенно напишет позд­нее Эмерсон (Emerson): «Единственный способ иметь друга — это самому быть другом».

Можно ли сказать сегодня, как говорят некоторые, что дружба — это ценность, дающая спасительное убежище? Это одновременно и справедливое и неполное определение: оно справедливо в той мере, в какой ослабление общинных и даже* семейных связей в широком смысле побуждает искать избирательные связи; не­полно, ибо дружба не сводится к тому, чтобы друг друга успокаивать и вместе раз­влекаться. Дружба может также питать смелые планы и рискованные дела.

По-видимому, именно из-за литературных или философских примеров, но также в связи с тем, что дружба носит личный, частный характер, неблагоприят­ный для экспериментов или имитационных инсценировок, она весьма поздно стала предметом социально-психологических исследований. Однако дружба относится к сфере интенсивных и экстенсивных опросов и анализа собранных данных, — и это относится также к внутренне присущим ей переживаниям.

Специально посвященных дружбе работ гораздо меньше, чем исследований любов­ных отношений и превратностей супружеской жизни. Во Франции кроме наших соб­ственных исследований (1966, 1993) можно обратиться к диссертации и статьям Би-дара (Bidart, 1991, 1993), к обобщающей работе Мозера (Moser, 1994) и к различным журнальным статьям. В Англии па эту тему опубликовано несколько работ (Argyle, 1984; Eisenstadt, Roninger, 1984; Duck, 1988). В Соединенных Штатах исследования более многочисленны. Иногда они повторяются. Эти исследования посвящены как приятельским отношениям, так и тесной, близкой дружбе. О них будет сказано в ходе изложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: