Слова друг, дружба относятся к повседневному языку и употребляются довольно свободно, включая разнообразные оттенки значения — от почти нерушимой исключительной связи до приветливых, иногда случайных отношений. То же наблюдается и в английском языке, где слова friend, friendship имеют еще более широкое значение. Мы будем их употреблять в сильном значении, считая, что друг — это человек, связанный с другим человеком взаимной близостью и доброжелательством, которые не основаны ни на родстве, ни на половом влечении, ни на социальных интересах или условностях, — даже если придется признать, что возможна интерференция этих факторов.
Если сегодня, судя по различным опросам, автобиографиям и даже статьям в прессе, дружба в большой чести, то надо сказать, что она фактически представляла собой ценность во все времена и во всех культурах. Уже в эпоху античности философы разрабатывали эту тему, а Аристотель даже мораль основывал на дружбе: «Если бы граждане не дружили между собой, то не было бы надобности в юриспруденции. Даже если предположить, что они праведны, они все равно нуждались бы в дружбе». Аристотель определяет дружбу через равенство, близость, взаимную верность, всегда возобновляющуюся радость при встрече и взаимных делах (Аристотель, «Этика Никомахова», кн. 7, 8).
Аристотель различает, кроме того, дружбу-любовь и единомыслие, согласие как гармонию коллективной жизни, своего рода гражданственную дружбу, взаимопонимание. Это значение существовало до середины XIX в. в сельской местности, а французский термин amicale существует до сих пор, обозначая товарищество, объединение людей одной профессии или спортсменов, занимающихся одним видом спорта.
Можно было бы сказать, что Аристотель уже тогда рассматривал дружбу как социальный психолог, подчеркивая одновременно ее интимность, личные переживания и социальные рамки, благоприятствующие дружбе: близкий статус партнеров, формы местных объединений, режимы демократического стиля.
Цицерон в своем трактате о дружбе {De amicitia) заявляет (предвосхищая феноменологов), что разделенные дружеские чувства дают друзьям сознание, что они живут благодаря обмену мыслями и чувствами.
Литература оставила нам своеобразные мифологические образцы дружеских пар-Ахилл и Патрокл, Орест и Пилад, Нис и Эвриал — в греко-латинских эпопеях, Давид и Ионафан в Ветхом Завете, а также еще и другие — в средневековых поэмах. Заслугой Монтеня1 является то, что он нашел для описания дружбы саму0 волнующую форму выражения: «Если бы у меня настойчиво требовали ответа,
1 М. Монтень (Michel Eyquem de Montaigne) — великий мыслитель, философ, писатель XVI в. (1533-1592). Много лет работал над своим основным произведением «Опыты» («Essais»). где оИ обобщил свои размышления. — Примеч. перев,
почему я любил своего друга1, я чувствую, что не мог бы выразить это иначе, чем сказав: "Потому, что это был он, и потому, что это был я"» («Опыты», кн. 1, глава XXVIII). В менее лирических тонах, но так же проникновенно напишет позднее Эмерсон (Emerson): «Единственный способ иметь друга — это самому быть другом».
Можно ли сказать сегодня, как говорят некоторые, что дружба — это ценность, дающая спасительное убежище? Это одновременно и справедливое и неполное определение: оно справедливо в той мере, в какой ослабление общинных и даже* семейных связей в широком смысле побуждает искать избирательные связи; неполно, ибо дружба не сводится к тому, чтобы друг друга успокаивать и вместе развлекаться. Дружба может также питать смелые планы и рискованные дела.
По-видимому, именно из-за литературных или философских примеров, но также в связи с тем, что дружба носит личный, частный характер, неблагоприятный для экспериментов или имитационных инсценировок, она весьма поздно стала предметом социально-психологических исследований. Однако дружба относится к сфере интенсивных и экстенсивных опросов и анализа собранных данных, — и это относится также к внутренне присущим ей переживаниям.
Специально посвященных дружбе работ гораздо меньше, чем исследований любовных отношений и превратностей супружеской жизни. Во Франции кроме наших собственных исследований (1966, 1993) можно обратиться к диссертации и статьям Би-дара (Bidart, 1991, 1993), к обобщающей работе Мозера (Moser, 1994) и к различным журнальным статьям. В Англии па эту тему опубликовано несколько работ (Argyle, 1984; Eisenstadt, Roninger, 1984; Duck, 1988). В Соединенных Штатах исследования более многочисленны. Иногда они повторяются. Эти исследования посвящены как приятельским отношениям, так и тесной, близкой дружбе. О них будет сказано в ходе изложения.