Оставим экспериментальные исследования и рассмотрим креативность в другом аспекте — в аспекте множественности методов, имеющих целью высвобождение творческого потенциала каждого человека, его способности придумать новые решения, найти оригинальный девиз (рекламную формулу) для увеличения торгового оборота... Уйдя из лаборатории с ее суровой обстановкой, мы попадаем в мир раскованного спонтанного самовыражения, где хорошее настроение, смех, юмор, отказ от суждений предстают как необходимые условия развития креативности. В самом деле, все приемы развития креативности, какими бы они ни были, преследуют одну и ту же цель: снять аффективные, социальные или когнитивные ограничения, которые тормозят творческое воображение. Из самых существенных препятствий креативности можно назвать следующие:
• индивидуальные и коллективные традиции и привычки: следовательно, необходимо сломить сопротивление изменению;
• авторитет, вес статусов и ролей: надо будет стремиться устранить подчинение авторитету, будь то авторитет начальника или эксперта;
|
|
• мир социальных и когнитивных норм: придется преодолевать конформизм и единообразие;
• разум и правила его функционирования, его рамки и барьеры: необходимо отказаться от рационалистического поведения или прервать его на время творческих этапов.
Для снятия всех этих препятствий разрабатываются различные ситуации, направленные на одну цель: высвобождение спонтанности, рассматриваемой как Фундамент, основа творческой мысли. Отсюда важность веселой и теплой игровой атмосферы, отсюда использование всех способов интеллектуальной и аффективной стимуляции с целью поиска и создания новых установок и взглядов на ве-Щи и на общепринятые мысли и представления.
Мы, разумеется, не сможем в рамках этой главы рассмотреть все эти приемы. Но в большинстве случаев это лишь варианты четырех крупных методов, которые Mbi намерены здесь представить.