Категориальная принадлежность в значительной мере участвует в самоопределении, которое вырабатывает каждый индивид. Индивиды сравнивают преимущества и недостатки категории, к которой они принадлежат, с преимуществами и недостатками других категорий. Они стараются улучшить соответствующий статус своей категории. Эта мысль лежит в основе целого ряда экспериментов, которые провел Тэджфел с сотрудниками (Tajfel, 1981). В этих экспериментах чаще всего используется процедура, позволяющая испытуемым сравнивать и оценивать себя только через категории, к которым они принадлежат по условиям эксперимента. Обычно испытуемые — это учащиеся одного класса средней школы, но каждому из них индивидуально сообщается его принадлежность к категории, созданной в условиях эксперимента. При этом они не знают, к какой из двух групп принадлежит каждый из одноклассников. Эксперимент продолжается изучением принятия решений. С помощью нескольких матриц испытуемые решают, какое вознаграждение получат их одноклассники за участие в эксперименте. Каждая матрица
30 Глава 9. Отношения между группами
К. Конфликты и переговоры между группами 281
асается вознаграждений, которые следует дать двум ученикам. Эти ученики мо-ут принадлежать к одной и той же категории или к двум разным категориям. Ис-ытуемые никогда не знают, кому из одноклассников достанутся вознагражде-ия. Они знают только категориальную принадлежность и номера кода тех, кого ни вознаграждают. Они никогда не вознаграждают самих себя. Приведем при-iep одной из матриц (табл. 9.1).
Таблица 9.1 Пример матрицы вознаграждений, использованной Тэджфелом (Tajfel, 1981)
7 1 | 8 3 | 9 5 | 10 7 | 11 9 | 12 11 | 13 13 | 14 15 | 15 17 | 16 19 | 17 21 | 18 23 | 19 25 |
С большой регулярностью в экспериментах, проведенных во многих странах, бнаруживается один и тот же результат: если у индивидов есть выбор между дву-[я стратегиями — либо много дать члену своей группы, но еще больше дать члену ругой группы, либо дать меньше по абсолютной величине члену своей группы, о все же больше, чем члену другой группы, очень часто предпочтение отдает-я второму типу стратегии. Иначе говоря, испытуемых привлекает не столько вы-грыш в абсолютной величине, сколько относительное преимущество. Главное, тобы своя группа выиграла больше, чем другая, даже если это предполагает меньшение выигрыша своей группы в абсолютной величине вознаграждения. 1рибегая к этой стратегии, испытуемые создают себе положительную идентич-ость, так как их группа превосходит другую группу.
В отношении каждой матрицы испытуемых информируют о групповой при-[адлежности индивида, который получит величину, указанную в верхней клеточке, [ о групповой принадлежности того, кто получит величину, указанную в нижней:леточке. Испытуемые выбирают один столбик в каждой матрице для вознаграж-,ения этих индивидов. Если верхние величины предназначаются для члена той <е группы, к которой принадлежат испытуемые, а нижние цифры указывают на ознаграждение члена другой группы, то выбор столбика слева указывает на стра-егию уменьшения абсолютной величины вознаграждения, присуждаемого своей руппе за счет положительной разности между своей группой и другой группой.
Другая стратегия, используемая группами, вдохновляется стремлением к ори-инальности и даже социальной несравнимости. Лемэн (Lemaine, 1979) изучает аким образом изобретение альтернативных стратегий в группах индивидов по тношению к другим группам. Именно придумывая новые критерии для сравне-[ия и навязывая их затем в социальной ситуации, группа, страдавшая сначала от [еблагоприятного сравнения с другой группой, может повернуть эти отношения в кратном направлении. Так, во время летнего отдыха в лагере было организовано оревнование между двумя группами в постройке шалашей. Но случайно одной руппе достаются веревочки, тогда как другая группа их не имеет. Группе детей, казавшихся в неблагоприятном положении, конечно, труднее справиться с задачей, [ем другой группе. Вначале эта группа детей отвергает сравнение, не позволяет [ругим проверять свою работу, оспаривает, что шалаш, построенный другими, южно признать шалашом, поскольку в нем несколько «комнат» и он больше по-:ож на дом. Затем дети из группы с неблагоприятным положением решают устроить
вокруг своего шалаша садик и требуют, чтобы в своей оценке арбитры учитывали и этот аспект работы. Лемэн также проводил свои исследования несравнимости и оригинальности в менее соревновательных ситуациях. Например, двум студенткам предлагается раскрасить листы бумаги для подготовки к анкетированию по вопросу о важности цвета в окружающей среде. В такой ситуации достаточно одной студентке сказать, что она хорошо разбирается в цвете и красках, чтобы другая студентка уделила больше внимания рисунку и композиции, чем работе по раскрашиванию. Эта стратегия несравнимости и выдумывания новых критериев, по-видимому, часто порождает динамику инновации и творчества в сфере искусства и научных исследований.
Исследователи неоднократно пытались противопоставить гипотезы, производные от модели категоризации и от теории идентичности или социального сравнения. По нашему мнению, эти различные подходы взаимодополняющие: теории идентичности или сравнения уточняют условия, в которых принадлежность к каким-либо группам становится особенно очевидной и тем самым активирует динамику процесса категоризации.