Существуют определенные общие условия, которые должны соблюдаться во время терапевтической встречи, что позволяет совершить эффективную интервенцию в области стыда и вины. Первое и самое важное требование - чтобы терапевт демонстрировал безусловное, позитивное внимание к клиенту, который будет иметь дело с этими проблемами. Такое безусловное, позитивное внимание должно устанавливаться с первой встречи и укрепляться на каждой сессии. Если терапевт не способен выказать этого определенному клиенту, то последнего следует направить к другому терапевту.
Столь же обязательно уважение к клиенту. Важно помнить, что взрослый ребенок вырос (и, возможно, находится сейчас) в семейной системе, которая требует соблюдения правил: "Не говори", "Не верь" и "Не чувствуй" (Black, 1982). Для многих участие в семейной интервенции, лечение от химической зависимости или амбулаторная терапия - это первые отношения, которые специально нарушают семейные правила. Клиенту важно услышать, что его дискомфорт и отвращение нормаль-
___368
ны и будут уважаться, несмотря на то, что его побуждают попробовать новое поведение.
Имея дело со взрослыми детьми, испытывающими сильный стыд и чувство вины, важно сразу коснуться страха быть оставленным и отвергнутым. Gershen Kaufman подчеркивает, что пренебрежение и отвержение - события, порождающие стыд (Kaufman, 1980). Взрослый ребенок часто бывал действительно покинут, или им пренебрегали физически и эмоционально, что порождало в нем ощущение, что он нехорош, незначителен и недостоин любви. Часто бывает уместным выяснить, как клиент видит терапевта и как именно, по его мнению, терапевт может повредить ему, если такое невероятное событие случится. Это дает клиенту возможность непосредственно выразить свои страхи или потребности в серьезном, но всё же немного по-верхностном контексте.
Когда клиент делится замешанными на стыде переживаниями - это мощная и основная работа. Переживания становятся легче, когда ими делишься, и стыд уже менее силен, как только он показан и стыдящийся человек при этом выжил. Стыд может быть связан с употреблением, результатом чего являются ощущения своей дефективности, неадекватности или чувство ненависти к себе. Эти чувства служат причиной попыток избежать стыда и, если они интернализованы и генерализованы, предстают в виде отсутствия симпатии к себе, неспособно-сти уважать себя или заботиться о себе (Kaufman, 1980). Такие чувства могут также привести к такому понятию о себе, которое оппозиционно настраивает человека ко всем, кто готов и хочет заботиться о себе. В этом случае особенно важно распознать стыд и боль, давая клиенту возможность вос-
___369
принять себя по-новому. Некоторые взрослые дети будут нуждаться в длительном амбулаторном лечении, чтобы достигнуть прогресса в области самооценки.
Творческие методы преодоления стыда
Я хочу предложить здесь творческие техники, которые полезны при работе с глубоким стыдом. Эти методы иногда предпочтительнее, чем простая конфронтация постыдного события. Методы, к которым я здесь обращаюсь, следующие:
1. Работа с зеркалом;
2. Использование плюшевых игрушек и кукол;
3. Использование конкретных объектов;
4. Работа с глиной;
5. Рисование и визуализация.