Определение стыда и вины

Чувства стыда и вины - понятия, которые надо коротко разъяснить (читателя отошлем к более полному обсуждению в. первой главе настоящего издания (Potter-Efron, 1987)).

В этой статье я буду считать виной чувство, возникающее в ответ на нарушение своих собственных и общественных ценностей, которые были ин-тернализованы. Вина - это провал или обдумывание провала на уровне поведения, неудачное действие. Стыд, с другой стороны, - это восприятие неудачи своей самости, дефективность, показанная

___365

миру. Это неудача бытия, происходящая из интер-нализации понятия о себе как о нехорошем или недостаточно хорошем. Стыд - это ощущение человека, который показал себя миру и был признан мошенником.

Стыд и вина имеют некоторые позитивные функции. Если я чувствую себя виноватым, когда лгу, то я могу стать более правдивым и, таким образом, уважать себя больше. Стыд может сделать меня скромным и более прилежным, чтобы я мог полнее воплощать свои ценности.

Но взрослые дети алкоголиков узнали боль стыда и вины не в таком функциональном виде. Они научились стыдиться себя, ассощшруясь со своей семьей, также считая себя виноватыми по ассоциации. Вопросы, которые труднее всего решать взрослым детям - это вопросы вины и ответственности, а также обхождения со стыдом. Самая неизбывная вина - зачастую наименее рациональная, которую невозможно искупить, даже "возместив ущерб", как советует Двенадцатишаговая программа АА/Ала-нона (Twelve steps, 1952). Наиболее проблематичны вопросы стыда - те, которые сильнее всего затрагивающие идентичность субъекта и сочувствие его самости. Это тот вид сочувствия, которого взрослый ребенок, скорее всего, никогда не видел и которым, очевидно, не владеет. С проблемами стыда и вины следует обращаться таким способом, который позволит человеку получать прощение других, поддерживать само-прощение и сохранять здоровое чувство самости.

И вина, и стыд в химически зависимых семьях генерируются для того, чтобы распределить боль и, таким образом, поддержать аддикцию. Они могут быть частью защитной системы семьи - прочными

___366

бастионами, поддерживающими отрицание (Wegscheider, 1979).

К тому же для стыда, например, особенно характерно то, что он может вызываться очень мелкими событиями, которые кажутся безобидными внешнему наблюдателю. Отдельное слово, образ или тон голоса, маленький недостаток, легкий вызов самости, который принимается близко к сердцу, - могут вызвать твердо заученный, но неадекватный ответ, в результате чего клиент станет разгневанным, виноватым, пристыженным, агрессивным или робким в терапевтических отношениях, так же как и в жизни вообще. Это может вести к тому, что клиент уйдет из терапии, сорвется, возвратится к предыдущему состоянию или разъярится на терапевта, затрагивающего вопросы стыда и вины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: