Двенадцать шагов и стыд

Двенадцать шагов (Анонимные Алкоголики, 1976) представляют собой сердцевину философии этой организации. Ни одно из наставлений не ис-

___390___391

пользует прямо термина "стыд". Таким образом, нижеследующие комментарии являются только заключениями о том, как эти шаги могут помогать выздоравливающим алкоголикам в проработке стыда. Другие авторы (Ramsey, 1987; Roy се, 1981) отмечали ранее, что шаги полезны для стыдящегося индивида.

Первый шаг гласит: "Мы признаем свое бессилие перед алкоголем - наши жизни стали неуправляемыми". Я считаю, что первая часть этого шага имеет отношение к теме стыда. Быть бессильным -значит принять ограничения человеческого состояния, понять, что существуют определенные неизбежные вещи, которые никто не может контролировать. Алкоголь - одна из тех вещей, отсутствие контроля над которыми должен осознать алкоголик. Однако алкоголь или наркотики - только примеры ограниченности, существует еще множество предметов, которыми никто полностью не управляет, такие как продолжительность жизни. Фокус АА на бессилии не означает, что у алкоголика есть оправдание, чтобы не делать того, что он может, чтобы не пить. Ramsey (1987) замечает: "Многие люди путают понятия "быть бессильным", "потерять надежду" и "быть беспомощным" с понятием "ничего не стоить"". Парадоксально, но, когда алкоголик принимает свое бессилие перед алкоголем, он может стать способным больше заботиться о своих потребностях, принимая помощь других людей и, возможно, высшей силы.

Подчеркивание Анонимными Алкоголиками бессилия предлагает выход из стыда для того, кто безуспешно боролся за то, чтобы остаться трезвым. Тот, кто действительно бессилен, не должен чувствовать себя дефективным (как человек, имеющий

силу и власть), если терпит неудачу в попытках действовать эффективно. Считать проблемой то, что ты недостаточно хорош, просто неуместно, когда принимаешь свое бессилие. Алкоголик, который принимает первый шаг, может сказать себе: "Я - человек, понимающий, что некоторые вещи в жизни находятся вне моего контроля. Я не должен чувствовать стыда из-за того, что я не совершенен. Я алкоголик, но я не стыжусь".

Многие другие шаги включают в себя обращение к стыду, хранящемуся глубоко в сердце алкоголика. Например, Третий шаг - "Мы приняли решение доверить нашу волю и жизнь Богу, как мы его понимаем" — поощряет выздоравливающего отказаться от каких-либо иллюзий, которые он мог сохранить, по поводу того, что он может распоряжаться этим несчастьем сам. Позже, на Седьмом шаге, когда индивид "смиренно просит Его исправить наши недостатки", алкоголика опять приглашают признать ограничения человеческой природы и принять помощь.

К счастью, возможно принадлежать к Анонимным Алкоголикам без того, чтобы присягнуть ка-кой-либо концепции духовности или религии.. АА обращаются к изначальной проблеме духовной пустоты, которая беспокоит многих алкоголиков, да и неалкоголиков тоже. Стыдящиеся индивиды склонны приходить в замешательство и испытывать духовное беспокойство, потому что не могут найти в мире места для себя. Они не принадлежат. Их де-фективность дисквалифицирует их как из компании других людей, так и из любой связи с большей вселенной. Им трудно открывать смысл своей жизни, потому что не может быть никакого смысла в ошибке. Стыдящиеся люди бегут от себя, зачастую

___392___393

в аддикцию, потому что они убедились, что в них нет ничего ценного.

Александр Лоуэн (1975), обсуждая понятие "смирения", находит, что оно лучше всего проинтерпретировано Анонимными Алкоголиками. Он утверждает, что "Смирение - это признак человека, который принимает себя... понимая, что является уникальной индивидуальностью, он также осознаёт, что он. - часть большего порядка. И, поскольку он понимает, что его существование и функция -в ведении сил, находящихся вне его личности, он ощущает, что эти силы, природные и социальные, также находятся внутри него и являются частью его бытия" (Lowen, 1975).

Анонимные Алкоголики и вина

Вина обсуждается Анонимными Алкоголиками более прямо, чем стыд. Возможно, это происходит оттого, что моральное поведение - центральный интерес как для алкоголика, так и для общества. Преступления против социального порядка пугают других. Выздоравливающее химически зависимое лицо должно разобраться с этими нарушениями, прежде чем сможет полностью вернуть себе хорошее положение в обществе.

Процесс искупления очень поощряется Анонимными Алкоголиками. Шаги с Восьмого по Десятый ("Мы составили список всех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними"; "Мы лично возместили причиненный ущерб этим людям, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-нибудь другому"; "Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сра-

зу признавали их") говорят алкоголику, что его собственное личное выздоровление неизбежно под

разумевает исправление любого вреда, причиненного другим. В то время как Восьмой и Девятый

шаги фокусируются на ущербе, нанесенном в алкогольном периоде, Десятый шаг напоминает выздо

равливающему, что моральное выздоровление -пожизненный процесс. АА утверждают, что выздо

равливающий будет чувствовать намного меньшуювину, когда откорректирует прошлые ошибки и приг

мет обязательство жить позитивной этической жизнью, будучи трезвым. Подразумевается, что неуда

ча в попытке вести моральную жизнь может запросто способствовать срыву, так как чувство вины со

крушает любые достижения в области чувства собственной ценности. Второй шаг программы АА может интерпретироваться как направленный и на стыд, и на вину. Таковы же Четвертый и Пятый ("Мы глубоко и бесстрашно проанализировали свою жизнь с моральной точки зрения" и "Мы признали перед Богом, собой и хотя бы еще одним человеком истинную природу наших заблуждений"). Несмотря на термин "моральной", большинство включает в свои списки дефектов характера пункты типа лени, жадности и ложной гордости. Мы опять видим перекрывание понятий вины и стыда в реальной жизни: вряд ли индивид перестанет когда-либо спрашивать себя, является ли отдельная проблема тем или другим. Человек, испытывающий боль, обычно хочет знать, как изменить свою жизнь, чтобы чувствовать меньший дискомфорт. Любые фундаментальные изменения в его "характере" почти наверняка будут включать обе темы - и вины, и стыда.

___394___395

Выздоравливающий алкоголик

Двенадцатый шаг программы АА предлагает видение того, как тому, кто полностью проанализировал свою жизнь, следует действовать после выздоровления. Он гласит: "Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы постарались донести смысл наших идей до других людей и применять эти принципы во всех наших делах". Выздоровление кажется состоящим из трех первичных компонентов, кроме абстиненции: (1) духовный опыт; (2) вовлеченность в сообщество выздоравливающих; (3) повседневная моральная деятельность.

Я уже упоминал тему духовности раньше в этой главе. Те консультанты, которые стесняются этого понятия или сомневаются в нем, могут помогать своим клиентам,, рассматривая духовность как жизненную силу. Это вопрос скорее духа, чем религии. Вопросы, которые я задаю своим клиентам по поводу их духа, следующие: "Что из того, что ты Делаешь, увеличивает твою жизненность?", " Когда ты чувствуешь себя наименее живым?", "Как алкоголь или наркотики удаляют из тебя дух?" и "Что придает смысл тому, что ты делаешь?". Эти вопросы могут помочь понять, что жизнь, которую они вели, бездуховна. Они служат активному алкоголику приглашением исследовать свой способ жизни, а выздоравливающему - продолжать расти.

Часть плана выздоровления АА - выход к другим алкоголикам. Человек, посещающий встречи и желающий проводить время с другими нуждающимися в помощи, вылечивается от стыда в процессе этого. Уход и изоляция - защитные действия, направленные на то, чтобы никто не мог увидеть стыда. Выздоравливающего алкоголика поощряют к

выходу из этого состояния ничтожества через действие - заботу о других. Трудно стыдиться своей тотальной неадекватности, будучи полезным и компетентным. Анонимные Алкоголики предлагают выздоравливающим важное место в сообществе.

Выздоравливающего просят практиковать набор принципов во всех своих действиях. Этот процесс успокаивает чувство вины за прошлое и минимизирует возможность вины в настоящем. Такой человек, вероятно, будет переживать чувство моральной состоятельности. Он сможет уважать себя больше, потому что действует последовательно и ответственно.

Резюме

Анонимные Алкоголики внесли замечательный вклад в благосостояние людей, выздоравливающих от алкоголизма. Анонимные Алкоголики помогают понять, что выздоровление от алкоголизма - долговременный процесс, который только начинается с абстиненции. Недавно протрезвевший индивид должен каким-то образом найти эффективные способы обращения с сильно поврежденным понятием о,себе. Стыдом и виной скорее нужно управлять, чем игнорировать их. Очень важно, чтобы алкоголик не посчитал, что, прекратив пить, он никогда вновь не почувствует себя виновным или стыдящимся. Анонимные Алкоголики предлагают в высшей степени структурированный подход к уменьшению стыда и вины. Анонимные Алкоголики, возможно, не являются решением для всех, но объяснение клиентам ценности этой организации направляет их внимание на необходимость обращения к проблемам стыда и вины.

16. Финальные замечания

___397

С. Wright Mills (1956) однажды написал, что любую книгу можно суммировать в одном предложе-нии, то есть открыть одну мысль, которая наилучшим образом описывает сложную проблему. Это было бы гораздо проще сделать, если бы стыд и вина имели простую причинную связь с алкоголизмом. К несчастью, ситуация не такова: невозможно основательно утверждать, что стыд или вина - причины алкоголизма, или что алкоголизм - причина стыда и вины. Самое большее, что можно сказать, -это то, что они сильно способствуют друг другу. Глубоко стыдящийся человек может обнаружить, что алкоголь облегчает его боль, тогда как виновный пьет, чтобы снять с себя ответственность. Это решение, как ни печально, может принести временный успех, но в конце концов алкоголик начнет страдать от негативных последствий пьянства. Эти проблемы усиливают его чувства стыда и вины. Другими словами, алкоголизм находится в циркулярной связи со стыдом и виной.

Вот мое суммирующее предложение: "Потребность избавиться от стыда и вины - сущностный аспект выздоровления от алкоголизма или химической зависимости".

Выздоровление от аддикции редко означает, что зависимый человек просто прекращает пить или употреблять наркотик. Выздоровление обычно под-

разумевает, что он, во-первых, прекратит употреблять химикаты, а во-вторых, полностью пересмотрит стиль жизни, поощряющий интоксикацию. Выздоровление - процесс, который включает в себя поведенческие, аффективные, когнитивные и духовные перемены. Тот, кто полон стыда и нагружен иррациональной виной, не выздоровел. Я уверен, что такие люди имеют гораздо большую вероятность срыва из-за своего по-прежнему пониженного чувства собственного достоинства. Даже если они поддерживают абстиненцию, качество их жизни сильно снижается, если у них есть "незавершенные дела" в области стыда и вины.

Терапевт, работающий с алкоголиками, имеет возможность помочь клиентам встретиться со своими чувствами стыда и вины. Эта попытка требует сме-.'лости обеих сторон. Клиент должен найти силы для того, чтобы выдержать схватку и не сбежать в защиты типа перфекционизма, отрицания, самозабвения и т.д., которые обеспечивали бы частичное убежище от боли. У консультанта должно быть желание заниматься "грязными" темами, принимать стыдящуюся личность и ожидать от виновной, что она возьмет на себя моральную ответственность. Обоим потребуется терпение. Оба должны быть способны вступить в насыщенные человеческие от-ношения друг с другом.

Стыд и вина могут быть разрушительны для индивида. К несчастью, многие люди выросли в провоцирующем вину и стыд окружении. Позже, будучи взрослыми, они склонны привносить их в любую новую ситуацию. К тому же никто не имеет иммунитета к стыду и вине. Даже здоровые взрослые, выросшие в позитивной, в общем, среде, могут оказаться уязвимыми для стыда и вины, если

___398___399

подвергнутся продолжительной атаке. Семейное окружение алкогольной семьи может быть настолько разрушительным, что каждый участник окажется сильно поврежденным. Таким образом, семейным терапевтам можно рекомендовать помогать всей семье осознать и обсудить свои чувства стыда и вины.

Стыд и вина имеют важное позитивное значение. Те же силы, которые дают индивиду возмож-ность стыдиться, поощряют также и развитие чувства принадлежности к сообществу, автономии и самостоятельности. Умеренный стыд помогает человеку понимать, что он или она - просто человек, а не Бог и не дьявол. Рациональная вина ведет к процессу репарации (исправления), моральному поведению и инициативе. Чувство вины, будучи соответствующим и умеренным, помогает индивиду обрести моральную идентичность, которая связывает его с обществом. Позитивное значение стыда и вины слишком легко забывается, когда терапевт встречается с клиентом, который кажется переполненным этими чувствами. Опасность в том, что помощник может поставить своей целью искоренение стыда и вины вместо утилизации их.

Терапия - всегда поиск. Он выглядит как спор надежды и отчаяния. Каждый консультант имеет представление о том, как функционирует здоровый человек, и что он или она может сделать, чтобы приблизиться к этому. Моя модель клиента, разрешившего проблемы стыда и вины, такова: этот человек будет ощущать глубокое внутреннее принятие себя. Он знает, что принадлежит к человеческому роду, и принимает это как факт и как ответственность. Он тщательно исследовал свои ценности, отказался от тех верований, которые больше

не имеют смысла, и от тех, которые только увеличивают стыд и вину. Он принимает человеческие ограничения, наслаждаясь жизнью, как подарком. Компетентный и уверенный, он может чувствовать и чувствует стыд и вину время от времени, используя эти переживания, чтобы обновить основные обязательства перед обществом. Он зачастую является выздоравливающим алкоголиком или членом семьи выздоравливающего от химической зависимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: