Педагогические программные средства в обучении

Одним из перспективных способов повышения эффективности процесса обучения является его автоматизация, т.е. использование в качестве средства обучения современной вычислительной техники.

Рассмотрим понятие педагогические программные средства (ППС)

ППС – дидактическое средство, предназначенное для частичной или полной автоматизации процесса обучения с помощью применения компьютерной техники.

В состав ППС входят: программа (совокупность программ), направленная на достижение заданных дидактических целей при обучении той или иной учебной дисциплине; комплект технической и методической документации; набор вспомогательных средств (не обязателен).

Классификация ППС:

- Обучающие программы – направляющие обучение исходя из имеющихся у учащегося знаний и его индивидуальных предпочтений; как правило, они предполагают усвоение новой информации;

- Тестовые программы – предназначены для диагностирования, оценивания или проверки знаний, способностей и умений;

- Тренировочные программы – рассчитаны на повторение и закрепление пройденного, не содержащие нового учебного материала;

- Программы типа «микромир» - это воображаемая учебная среда, создаваемая при участии учителя.

В учебной деятельности при использовании ППС преподаватель и обучаемый получают дополнительные возможности:

Для преподавателя: реализация различных методов обучения, осуществление постоянного и непрерывного контроля процессом усвоения знаний, управление учебной деятельностью.

Для обучаемого: возможность вести работу в оптимальном темпе, выбирать метод изложения, управлять процессом обучения, видеть результаты своих действий.

В нашей стране и за рубежом разработано большое число компьютерных программ учебного назначения, которые, однако, явно недостаточно используются в учебном процессе. Это объясняется несколькими обстоятельствами: невысоким (пока) уровнем компьютерной грамотности большинства учителей, отсутствие средств на приобретение программ, а так же недостаток программных продуктов отвечающих дидактическим требованиям. Сегодня в продаже можно обнаружить множество программ для школьников и студентов, но лишь немногие из них могут быть использованы в учебном процессе в качестве компьютерной поддержки некоторых тем учебных предметов. Остальные программы пригодны только для «домашнего употребления».

При выборе обучающей программы в качестве средства обучения, учитель должен уметь оценить эту программу с точки зрения средств достижения конкретной дидактической цели. Приведем несколько критериев оценки ППС:

1. Технический уровень: надежность работы программы, простота управления, ясность инструкций, четкость представления текста и графики.

2. Дидактический уровень: обладает реальной образовательной ценностью, существует взаимосвязь между целями, содержанием и методами, способствует приобретению нового учебного опыта.

3. Степень интерактивности: возможность выбора различных уровней сложности, вариантов, содержания, скорости работы; возможность обратной связи; анализ ошибок; стимуляция других видов деятельности без применения компьютера.

Информатизация образования, являющаяся одним из приоритетных направлений процесса информатизации общества, предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки школьных учителей и преподавателей ВУЗов, к методическим и организационным аспектам использования в обучении средств информационных и коммуникационных технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: