Основные понятия по теме. Психодрама– это психотерапевтический метод, в котором клиенты повторяют и завершают свои действия путём театрализации

Психодрама – это психотерапевтический метод, в котором клиенты повторяют и завершают свои действия путём театрализации, представляют свои внутренние процессы при помощи сценического действия. Якоб Леви Морено был первым, кто открыл игру для психотерапии. Ценность игры в том, что она соединяет в себе свободу и направленную ориентацию, реальность и фантазию, действие и символ. Причиной невротического развития личности Морено считал нарушения ролевого развития, которые могут быть обусловлены наследственностью, отсутствием внутренней безопасности, внешними условиями (экономические, общественные факторы, плохое здоровье, межличностные отношения). В психодраме могут проигрываться реальные и виртуальные события, фантазии и сновидения клиента. В психодраматическом представлении актёрство может оказаться помехой. Психодрама даёт возможность преодолеть устойчивые модели поведения по сценарию. В отличие от традиционного театра психодрама поощряет изучение реальных и важных для участников ролей. Сценарий и постановка являются результатом работы не автора и режиссёра, а самого участника.

Обучение ролевым играм преследует две основных цели:

- обучение спонтанности;

- расширение имеющегося ролевого репертуара (иногда даже отказ от ролей) с помощью ролевых игр.

Спонтанность предполагает способность движения в заданном направлении, т. е. она не чужда контролю над собой. Это адекватная реакция на новую ситуацию или новую реакцию на старую ситуацию. Идеи возникают во время спонтанного действия. Блокированная спонтанность вызывает неврозы креативности, т. е. приводит к пассивности (такой человек, несмотря на высокий интеллект и особые способности, не может ни проявить, ни задействовать их). Спонтанность проявляет себя как некая форма энергии (познаётся только через ощущения), которую нельзя накапливать и сохранять. «Теле» - двусторонний процесс передачи эмоций между клиентом и режиссёром и среди членов группы. Под катарсисом обычно понимается снятие напряжения. Катарсис достигается, когда сдерживаемые, но стремящиеся выйти наружу эмоции находят своё выражение. Эмоциональное переживание сопровождается новым пониманием проблемы – достигается инсайт. Ещё один фактор изменений – это выработка новых способов реагирования (научение), что позволяет клиенту достичь самопонимания и понимания других, а также действовать спонтанно.

Участниками психодрамы являются:

1) протагонист – главный герой психодрамы. Он предлагает ситуацию для разыгрывания, её постановку, и сам играет;

2) вспомогательное Я – это члены группы, которых протагонист выбирает для изображения отсутствующих участников разыгрываемой сцены (это может быть роль реального лица, образ из сновидения, субличность, часть тела, вещь, идея). У него есть собственное понимание, чувствование проблемы, которое он вносит в игру;

3) ведущий психодрамы (терапевт) – несёт ответственность за организацию сеанса, управляет им, выбирает техники. Директор психодрамы выполняет функции аналитика, режиссёра, терапевта и ведущего группы.

Основные психодраматические техники:

1) самопрезентация (представление самого себя) – состоит из серии коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя. Эта техника усиливает эффект разогрева и даёт возможность сосредоточиться на проблеме;

2) монолог (в этой технике от протагониста требуется изложить свои чувства и мысли, комментировать действия). Протагонист удаляется от центра пространства действия на периферию. Там он начинает ходить по кругу медленным шагом, всегда двигаясь вперёд. В процессе ходьбы протагонист открыто выражает свои мысли и чувства на данный момент (разговор длится от нескольких секунд до 5 минут);

3) дублирование. Вспомогательное лицо исполняет роль одновременно с протагонистом и пытается стать его «психологическим двойником», быть его внутренним голосом, сознанием, выражать его чувства, вскрывать тайные мысли и суждения, помогать выражать их полно и открыто. Цель такого повторения – помочь дублёру освободиться от своих индивидуальных свойств и погрузиться в мир протагониста; направить внимание дублёра на физические ключи (Д. Кипер рекомендует стоять рядом с протагонистом, а не сзади как у Морено);

4) обмен ролями – два участника меняются местами физически, каждый перенимает позу, манеры, душевное и психологическое состояние другого. Протагонист может обмениваться ролями со вспомогательным лицом несколько раз. Выходя из своей роли, протагонист как бы забывает о психологической защите;

5) реплики в сторону – техника служит для извлечения и раскрытия внутренних мыслей и чувств протагониста. Протагонист поворачивает голову в сторону, противоположную от вспомогательного лица, прикрывает рот рукой с той стороны, где стоит вспомогательное лицо, затем вслух говорит, что он действительно думает, чувствует или собирается делать. При этом вспомогательное лицо продолжает действовать, как будто оно не слышало, что было сказано в сторону. Явление, когда протагонист говорит сознательно и умышленно не то, что думает, называется «общением со скрытым смыслом»;

6) техника пустого стула. Здесь протагонист действует без вспомогательных лиц. Протагонист в этой технике взаимодействует с воображаемым кем-то или чем-то, представленным одним или несколькими пустыми стульями (они могут представлять неодушевлённые объекты, точку зрения, черту характера, навык или помехи, чувства, заместителей отсутствующих лиц). Эта техника применяется в случаях, когда протагонисты не готовы встретиться с обстоятельствами, которые могут причинить боль и которые им придётся рассматривать на терапевтическом сеансе;

7) техника «зеркало». Она осуществляется вспомогательным лицом, исполняющим роль протагониста в течение короткого времени, и протагонист наблюдает за ним, удалившись из пространства действия;

8) исполнение роли – принятие роли кого-то другого. Это может быть часть тела, животное, неодушевлённый предмет, человек;

9) диалог – изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми.

В психодраме представлены все точки временной перспективы: прошлое, настоящее и будущее. Однако, психодраматическая ситуация происходит только в настоящем. Психодрама состоит из трёх фаз, различающихся по назначению, содержанию, групповым процессам и степени эмоциональной напряжённости:

- фаза разогрева предшествует действию, может длиться долго или коротко, происходить автоматически или преднамеренно. Цель разогрева – ознакомить протагониста с ролевой игрой как способом выражения, создать атмосферу доверия, усилить спонтанность протагониста. «Стартеры» могут быть запущены внутренней (протагонист) и внешней (терапевт) стимуляцией. Стадия разогрева состоит из тем для обсуждений, ситуаций для разыгрывания определённых заданий. Ограничение нельзя касаться основной проблемы сеанса, т.е. терапевт не должен использовать темы, несущие потенциальную угрозу;

- фаза игры, или фаза действия – прошлое, мечты и будущее переносятся в настоящее:

а) предъявление настоящего, т. е. изображение посредством ролевой игры проблемы, которая должна быть изучена во время сеанса;

б) диагностическая часть,т. е. связана с изучением факторов, связанных с предъявленной проблемой (например, травмирующие переживания, которые вызывают определённый образ реагирования на сходную ситуацию, или отсутствие необходимых навыков для решения имеющихся проблем);

в) коррекционная часть,достижение катарсиса, устранение болезненного чувства тревоги, растормаживание, снятие запретов (подвести протагониста к необходимости изобретать новые способы реагирования);

г) знакомство с альтернативным поведением, т. е. обучение новым способам реагирования на привычные конфликтные ситуации: проигрывание нового поведения, и последствия такого поведения;

- фаза обсуждения, или заключительная фаза (эмпатийное рефлексирование) состоит из двух частей: ролевой обратной связи и идентификационной, а именно:

а) ролевая обратная связь,где партнёры по очереди описывают протагонисту чувства, которые проявлялись у них при исполнении отведённых им ролей и наоборот;

б) идентификационная обратная связь (в ней участвуют зрители и ведущий психодрамы), т. к. во время игры они идентифицировались с протагонистом или с одним из изображаемых людей, имеющих к нему отношение.

Шеринг является заключительной фазой психодрамы. Он связан с возникающими после игры сопереживаниями, с идентификацией своего жизненного конфликта. Шеринг помогает осознать типичность своих «уникальных» переживаний.

В плане терапевтических целей психодрама применяется при лечении алкоголиков, наркоманов, жертв насилия, в работе с делинквентами, стационарными больными и детьми; используется как средство расширения самосознания человека и коррекции навыков межличностного общения.

Вопросы для самоконтроля

1Охарактеризуйте функции директора психодрамы.

2 Придумайте технику для разогрева в начале работы группы.

3 Раскройте преимущества и ограничения техники «зеркало».

4 Перечислите правила предоставления ролевой обратной связи.

Литература

1 Малкина – Пых, И. Г. Психосоматика: новейший справочник / И. Г. Малкина – Пых. – СПб., 2003. – 928 с.

2 Морено, Я. Психодрама / Я. Морено; пер. с англ. Г. Пимочкиной. – М., 2001. – 528 с.

3 Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов / А. А. Осипова. – М., 2004. – 512 с.

4 Психотерапия: учебник для вузов / под ред. проф. Л. Ф. Бурлачука. - СПб., 2003. – 472 с.

5 Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – М., 1990. – 368 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: