Роль информационного взаимодействия

В определении общества фигурирует термин коммуникация. Коммуникативность (от лат. cmmunication - связь, общение) − способность к передаче и восприятию информации. Средства коммуникации, являясь производными от технологического уровня, определяют уровень и эффективность жизнедеятельности членов общества, с одной стороны. С другой стороны, сами люди меняют свою культуру и способы производства под влиянием технологического прогресса. Так что при формировании модели ИО нам необходимо понять и отобразить и коммуникационный, и личностный компоненты социальной системы.

2.3.1. Средства коммуникации людей обеспечивают взаимодействие людей как во времени (хранение информации), так и в пространстве (телекоммуникация). Под коммуникацией при этом понимаемся единство информации, сообщения и понимания [7]. Информация – свойство материи отображать себя, обеспечивающее, в частности, различение объектов. Сообщение фиксирует контекст коммуникации и является носителем информации. Понимание субъектом контекста коммуникации (выделенной информации) создает предпосылки для новой коммуникации, если выделенная в сообщении информация принята. Принимающий коммуникацию субъект различает (понимает) как предаваемую в коммуникативном акте информацию, так и мотивы абонента к осуществлению коммуникации. Если этого различения не происходит, то имеет место восприятие, не являющееся коммуникацией [7].

Рассел Аккоф, один из классиков исследования операций и системного анализа, предложил следующую, вполне убедительную иерархию: данные – информация – знания – понимание – мудрость. Перед знаниями целесообразно поставить «опыт», т.е. – успешные и неуспешные фаты использования информации, выделяемой из данных: данные – информация – опыт – знания – понимание – мудрость. «Каждое из приведенных понятий является основой для последующего, материалом для получения элементов нового более высокого качества знаний. При этом, как считает Р. Аккоф, первые четыре понятия (+ опыт – В.А.Ш.) имеют дело с прошлым или с тем, что уже известно, а «мудрость» касается будущего» [8].

Экспоненциальный рост сигналов, данных, сообщений, в целом - носителей информации, усложняют процесс восприятия, выявления необходимой человеку информации (работа в зашумлённом пространстве). Проблема обостряется в условиях роста сложности и динамичности социально-экономической среды. То есть фактор времени выходит на тот же уровень значимости, что и выделенная информация.

Таким образом, если сегодня принять удовлетворительным состояние обеспечения потребностей человека в питании, инфраструктуре и т.п., то прессинг растущего объема носителей информации вносит дискомфорт в жизнедеятельность человека, снижает производительность его труда, обостряет противоречие между ускоренным в целом темпом социально-экономических процессов и замедленной реактивностью человека на события в них.

Информация нам нужна для жизнедеятельности: что делать, как делать, куда направляться, как поддерживать жизненный тонус и т.д. Но необходимая нам в конкретный момент времени информация спрятана в ворохе данных, газетных текстов и рисунков, документов и т.п. И далеко не всегда мы успеваем вовремя выделить адекватную решаемой нами задаче информацию. Конечно, в большом числе случаев решение производственных задач поддерживается информационными системами (ИС). Они из баз данных формируют нам снова данные в форме, ускоряющей их интерпретацию, т.е. выделение необходимой информации. Но на это человеку необходимо время. А развитые сегодня методы искусственного интеллекта, позволяющие создавать интеллектуальные ИС (ИИС), генерирующие проекты решений для сформулированного человеком условия задачи, используются слишком редко. В этом контексте коммуникативность в системе «человек-ИТ» отстаёт от потребностей динамики социально-экономической среды.

Здесь необходимо отметить отсутствие динамичной коммуникативной среды для взаимодействия населения с властью. Если сфера торговли банковских услуг «растёт на глазах», то сфера исполнительной и законодательной власти никак не выходит из бумажного потока. Надо отдать должное интенсивной работе, которая сейчас идёт в этом направлении в субъектах Российской Федерации.

2.3.2. Теперь о другом компоненте общества – о личности. В контексте информатизации общества в литературе рассматривается понятие «информационная культура личности » ( ИКЛ ), характеризующая в конечном итоге уровень её коммуникативности и эффективности жизнедеятельности в растущем потоке носителей информации. Если же поток носителей информации будет замещён потоком проектов решений, генерируемых ИИС, то под ИКЛ следует понимать, в частности, умение работать с ИИС.

В XXI веке отношения собственности отходят на второй план. Теперь значимым является не столько материальное богатство личности, сколько её информационно-коммуникативная компетентность [9]. Пока в понятие ИКЛ вкладывается следующий смысл. Компетентная в этом плане личность владеет разного рода информацией и широким спектром сведений об окружающем мире (1) – широкие познания; умеет вести диалог «человек-техсистема» (2) – эргономическая коммуникабельность; способна использовать телекоммуникации для удаленного общения с собеседником или управления техническими и организационными системами (3) – глобальная коммуникабельность; может выстраивать диалог с любым собеседником в коммуникационной сети (4) – этичная коммуникабельность. Кроме этого ИК человек должен иметь библиографическую компетентность (5) и уметь адекватно интерпретировать данные, сигналы, документы, графические образы, т.е. выделять адекватную информацию из её носителей (6). Компьютерная грамотность уже не рассматривается отдельно. Эта компетенция формируется внутри перечисленных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: