Механизмы лечебного действия групповой психотерапии. Корригирующее эмоциональное переживание. Научение

Корригирующее эмоциональное пережи вание, или коррективный эмо­циональный опыт включает несколько аспектов, и прежде всего — эмоцио­нальную поддержку. Эмоциональная поддержка означает для пациента при­нятие его группой, признание его человеческой ценности и значимости, уни­кальности его внутреннего мира, готовность понимать его, исходя из него самого, его собственных отношений, установок и ценностей.

Конструктивная переработка содержания обратной связи, становление адекватного самопони­мания предполагает принятие пациентом новой информации, которая часто не соответствует собственным представлениям.

Низкая самооценка, эмоцио­нально неблагоприятное отношение к себе затрудняют восприятие этой ин­формации, обостряя действие психологических защитных механизмов. Бо­лее позитивная самооценка, напротив, снижает уровень психологической угрозы, уменьшает сопротивление, делает пациента более открытым новой информации и новому опыту. Это означает, что самооценка и отношение к себе играют чрезвычайно важную роль в становлении адекватного самопо­нимания и могут как способствовать, так и препятствовать этому процессу.

Эмоциональная поддержка оказывает положительное стабилизирующее воз­действие на самооценку, повышает степень самоуважения и, таким образом, корригирует такой важнейший элемент системы отношений, как отношение к себе. Реконструкция отношения к себе происходит, с одной стороны, под влиянием нового знания о себе, а с другой — в связи с изменением эмоцио­нального компонента этого отношения, которое обеспечивается в основном за счет эмоциональной поддержки. Принятие пациента группой способствует развитию сотрудничества, облегчает усвоение пациентом групповых психотерапевтических норм, повышает его активность, ответственность, создает условия для самораскрытия.

Корригирующее эмоциональное переживание также связано с пережива­нием пациентом своего прошлого и текущего (актуального) группового опыта. Возникновение в группе различных эмоциональных ситуаций, которые были у пациента ранее в реальнойжизни и с которыми он тогда не смог справить­ся, позволяет в особых психотерапевтических условиях вычленить эти пере­живания, проанализировать и переработать их, а также выработать более адекватные формы эмоционального реагирования.

При этом вовсе не обяза­тельно, чтобы эти ситуации были абсолютно идентичными по содержанию, в данном случае речь идет скорее о повторении эмоциональных состояний, со­впадении сопровождающих их эмоций. Еще один аспект корригирующего эмоционального пе

реживания связан с проекций на групповую ситуацию эмоционального опыта, полученного в родительской семье.

Анализ этих пе­реживаний на основе эмоционального взаимодействия в психотерапевтичес­кой группе позволяет пациенту в значительной степени переработать и раз­решить эмоциональные проблемы, уходящие корнями в детство.

Научение в процессе групповой психотерапии осуществляется как пря­мо, так и косвенно. Группа выступает как модель реального поведения па­циента, в котором он проявляет типичные для него поведенческие стереоти­пы, и таким образом создает условия для исследования паци

ентом собствен­ного межличностного взаимодействия, собственного поведения, позволяет выч­ленить в нем конструктивные и неконструктивные элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания. Групповая ситу­ация является ситуациейиного, реального, эмоционального межличностного взаимодействия, что в значительной степени облегчает отказ от неадекватных стереотипов поведения и выработку навыков полноценного общения. Эти пе­ремены подкрепляются в группе, пациент начинает ощущать свою способность к изменениям, которые приносят удовлетворение ему самому и позитивно воспринимаются другими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: