Учебный вопрос 1. Теории психосоматики

Тема 11. Основы психосоматики

Учебные вопросы:

  1. Теории психосоматики
  2. Факторы, способствующие развитию психосоматических заболеваний
  3. Классификация психосоматических расстройств и заболеваний
  4. Психотерапия психосоматических больных

Литература

Основная

  1. Карвасарский Б. Психотерапия. 3-е изд., СПб.: Питер, 2008.
  2. Романин А.Н. Основы психотерапии: Учебник, М.: КноРус, 2006

Дополнительная

  1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Институт Общегуманитарных Исследований, Москва, 2006
  2. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. Институт позитивной психотерапии, Москва, 2008
  3. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей, СПб: Речь, 2005

Психосоматическое заболевание – это такое соматическое страдание, в этиопатогенезе которого центральная роль принадлежит психологическим факторам, прежде всего, нереализованным эмоциональным переживаниям различной модальности.

Этиопатогенез о пределяет совокупность представлений о причинах и механизмах развития болезни

Проблема психосоматических соотношений — одна из наиболее сложных проблем современной медицины, несмотря на то, что тесная взаимосвязь психического и соматического замечена и изучается в течение нескольких веков.

Так Гиппократ и Гален отмечали, что сильные эмоциональные переживания, особенно гнев и страх, могут приводить к расстройствам в функциях тела, и рассматривали болезнь как ненормальную физическую реакцию на стрессовые эмоции.

Учебный вопрос 1. Теории психосоматики

Современная психосоматическая медицина берет свое начало с психоаналитической концепции S. Freud, который совместно с Brayer показал, что «подавленный аффект», «психическая травма» путем «конверсий» могут проявляться соматическим симптомом.

Вытесненные из сознания социально неприемлемые инстинкты, в соответствие с психоаналитическими представлениями, (агрессивные, сексуальные) прорываются, принимая ту или иную символическую форму. Благодаря такому "переносу" либидозного заполнения из области психического в область телесного патогенный конфликт удаляется из сознания.. В соответствии с конверсионной моделью, с появлением соматического симптома пациент испытывает эмоциональное облегчение благодаря смягчению гнета бессознательного конфликта.

Ф. Александером была создана модель вегетативного невроза.

Согласно этой модели, если бессознательный конфликт не имеет выхода в соответствующем внешнем проявлении, то он приводит к эмоциональному напряжению, сопровождаемому устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе. Подобные изменения в вегетативной нервной системе могут повлечь за собой изменения ткани и даже необратимые поражения органов.

В отличие от конверсии, в этом процессе отсутствует символический выразительный характер выбора органа поражения, а также не происходит эмоциональное облегчение, благодаря возникновению тех или иных симптомов болезни. Наоборот, переживание физического страдания, как, например, при астме или колите, может еще более осложнить психические проблемы.

Теория де- и ресоматизации Шура, согласно которой, в раннем детстве для человека характерно единое "психофизиологическое переживание", аффекты еще в значительной мере связаны с сопровождающими их соматическими процессами.

По мере взросления вегетативные процессы отвода либидозного и агрессивного напряжения все более отходят на задний план. Активные действия и соматические реакции постепенно заменяются речью и внутренними переживаниями. Но в результате неблагоприятного развития и фрустраций нормальный процесс десоматизации может обернуться регрессией в форме ресоматизатции аффекта.

В ситуациях внутренней или внешней опасности происходит возвращение преодоленного соматического способа реагирования.

А.Митчерлих предложил концепцию двухфазной защиты или двухфазного вытеснения, которая рассматривала возникновение психосоматического заболевания, как защиту от стресса, конфликта на психосоматическом уровне, если по каким-либо причинам не удается справиться с угрожающим собственному существованию конфликтом чисто психическими средствами. То есть, если не срабатывает «первая пиния обороны» (здоровые механизмы психологической защиты или невротические), включается вторая фаза защиты — соматизация, которая со временем может привести к структурным изменениям в том или ином органе.

В модели отказа от веры в будущее Энгель и Шмале связывали нарушения иммунитета, лежащие в основе психосоматического заболевания с "психологическим отказом от будущего, потерей веры и оптимизма". У больных еще до заболевания выявляется характерные комплексы "giving up" ("прекращаемый, бросаемый") и "given up"("прекращенный, брошенный"), что сопровождется аффективными расстройствами ("отчаяние, подавленность, безнадежность, горе и печаль, чувство невосполнимой потери, беспомощность"), которые, в свою очередь, приводят к снижению иммунитета и манифестации соматического симптома.

Концепция потери объекта Фрайбергера, где объектами являются окружающие индивида люди, неодушевленные объекты и деятельность, к которым субъект имеет сильную привязанность и которые обеспечивают ему комфорт и безопасность. Реальная или воспринимаемая как реальная утрата влечет за собой развитие у психосоматических больных, которые не способны адекватно переработать свои переживания потери объекта, таких состояний, как депрессия, орально-регрессивные черты, агрессивная защита, ограничение способности к интроспекции, образующих факторы предрасполагающие к психосоматическим заболеваниям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: