Политическая и экономическая составляющая региональной стабильности в Юго-Восточной Азии

ЮВА является одним из наиболее динамично развивающихся регионов, при этом потенциальные перспективы данного региона стали ясны еще в начале XX в.

На Вашингтонской конференции 1921-22 гг. один из представителей Британской Империи Ян Кристиан Смитс (представитель Южно-Африканского союза, доминиона Великобритании, автор проекта Лиги Наций) сказал, что Азиатский регион будет определять будущее этого мира на ближайшие 50-100 лет.

Действительно, природные, сырьевые, демографические ресурсы, которыми обладает ЮВА, делают этот регион потенциальным центром силы глобального масштаба. Здесь довольно активно идут процессы модернизации, и сочетание высоких технологий с естественными конкурентными преимуществами региона, по мнению большинства экспертов, позволяет ЮВА уже к концу XXI в. выдвинуться на первый план в международных отношениях.

Во второй половине 90-х гг. ЮВА демонстрирует высокие темпы роста экономики, в основе которых – успешное сотрудничество как внутри региона, так и диалог с внешним миром.

Принципиальное значение для ЮВА имело окончание биполярного мира – обстановка в регионе перестала зависеть от отношений Москвы и Вашингтона, что дало толчок к развитию многополярности.

На данный момент в ЮВА стали действовать несколько центров влияния: Китай, Япония, государства АСЕАН (Ассоциация стран ЮВА), Россия.

Значительное влияние на обстановку в регионе оказывают США, хотя географически к данному региону не принадлежат.

Многополярность региона определяет подход стран ЮВА к оценке мировых тенденций развития.

Китай выступает активным сторонником многополярности структуры международных отношений, и данная точка зрения получила полную поддержку России – в апреле 1997 г. по итогам российско-китайского саммита в Москве была подписана Декларация о многополярном мире и о формировании нового международного порядка.

Основные компоненты обеспечения региональной стабильности

Отношения в области безопасности между странами региона в основном базируются на двусторонних обязательствах. В регионе существует несколько многосторонних военно-политических соглашений, но серьезной роли они не играют. К числу наиболее важных двусторонних соглашений относятся союзы США с Японией или Ю.Кореей.

- Договор между США и Японией был подписан в 1951 г. в Сан-Франциско – Договор «О взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности». Затем в 1961 г. он был продлен, затем в 1971 г. Договор не имеет четко оговоренного срока действия и ежегодно авторски продлевается. Договор предусматривает американскую помощь Японии в случае возникновения угрозы миру и стабильности на Д.Востоке (Китай).

- Договор между США и Ю.Кореей – Договор «О взаимной обороне» был подписан в октябре 1953 г. сразу после окончания Корейской войны.

Оба договора позволяют США иметь военные базы на территории союзника.

С 1952 г. Договор «О взаимной обороне» заключен между США и Филиппинами. С 1970-х гг. правительство Филиппин постоянно ставило вопрос о выводе американских военных баз, однако вывод состоялся только в 1992 г. При этом страны региона приняли меры, чтобы сохранить в регионе американское военное присутствие, в частности Сингапур, Малайзия, Индонезия, Филиппины разрешили США ремонтировать боевые корабли в своих портах.

Сотрудничество между Таиландом и США развивается на основе Совместного заявления о политике США в отношении Таиланда, подписанного Госсекретарем США Раском и министром иностранных дел Таиланда Тонатом в 1962 г. (Соглашение Раска-Тонато). Этот документ не включает в себя прямые обязательства США защищать Таиланд для противостояния внешней агрессии.

В 1979 г. принят в США с Тайванем, согласно которому Тайваню предоставляется американская помощь для повышения его обороноспособности.

Военно-политические обязательства России перед странами региона скромнее:

- В 1978 г. между СССР и СРВ (Социалистическая Республика Вьетнам) был заключен Договор, по условиям которого СССР арендовал у Вьетнама 2 базы: военно-морскую в Камране и военно-воздушную в Дананге. Однако в 90-е гг. военное присутствие России было свернуто. В 1991 г. было даже заявлено о намерении ликвидировать российские военные объекты, однако, учитывая активизацию Китая, полной ликвидации российского военного присутствия не произошло. В 2004 г. была ликвидирована база в Камране, а в Дананге пока остается. США и страны АСЕАН не делали никаких резких заявлений против российского военного присутствия во Вьетнаме, а вступление Вьетнама в 1995 г. в АСЕНАН при наличии российско-вьетнамского договора означает, что Россия косвенно подключается к механизму регионального регулирования.

- Остается формально неденонсированным советско-северокорейский Договор 1961 г., который предусматривал оказание помощи КНДР в случае возникновения конфликта на Корейском полуострове. Однако с 1995 г. начинается процесс пересмотра этого договора.

- К активам российской политики можно отнести Договор 1992 г. «О дружбе и сотрудничестве между РФ и Республикой Корея (Ю.Корея). Этот документ остается единственным примером заключения такого договора с восточноазиатским государством-союзником США.

- В 1993 г. новый Договор между Россией и Монголией, который носит исключительно политический характер.

Многосторонние соглашения

- В 1951 г. Сан-Франциско подписан Договор безопасности между Австралией, Новой Зеландией и США (АНЗЮС). Он предусматривал совместные действия против возобновления японской агрессии, однако затем блок изменил свой характер в силу того, что в 1986 г. Новая Зеландия отказалась допускать в свои морские порты американские военные корабли с ядерным оружием на борту. В ответ США заявили о том, что Новая Зеландия больше не участвует в АНЗЮС. При этом продолжается сотрудничество Австралии и Новой Зеландии в военно-политической сфере в рамках заключенного еще в 1943 г. Договора между ними (АНЗАК).

- С начала 1970-х гг. в регионе действует Система оборонных мероприятий 5 держав: Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Малайзии и Сингапура. В основе сотрудничества – система единой военно-воздушной обороны, военно-политическое сотрудничество на пятисторонней основе, а также сотрудничество Австралии, Новой Зеландии и Великобритании (АНЗЮК)

- Манильский пакт подписан в 19954 г. Великобританией, США, Францией, Австралией, Новой Зеландией, Филиппинами, Таиландом и Пакистаном. Он регулировал систему коллективной обороны в ЮВА. Фактически прекратил свое существование, но формально не денонсирован.

- С 1995 г. действует Региональный Форум по вопросам безопасности: Вьетнам, Индонезия, Бруней, Лаос, Малайзия, Камбоджа, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины, США, Россия, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Китай, Канада, Ю.Корея, а также представители ЕС и КНДР. Этот Форум не является военно-политической структурой, и основная задача его – мониторинг сложившихся ситуаций и поддержание диалога. Т.е. в рамках организации ставятся вопросы, позволяющие предотвратить конфликты и обеспечить стабильность.

Экономическая составляющая региональных отношений

К началу 1990-х гг. в ЮВА на основе торгово-экономических, финансовых связей, обмена высокими технологиями, сырьем, рабочей силой сформировался крупнейший в мире межгосударственный производственно-экономический комплекс, включающий тесные связи с Японией и США. Именно благодаря этим взаимосвязям ЮВА демонстрирует высокую динамику развития.

Япония и США оказались заинтересованными в повышении уровня развития стран ЮВА по ряду причин:

1) Низкая покупательная способность населения не позволяла странам ЮВА играть роль рынков сбыта японской и американской продукции.

2) Низкий уровень технологий не позволял этим странам активно и полноценно участвовать в производственной кооперации с США и Японией. В силу этого и Токио, и Вашингтон проводили активную кредитную, инвестиционную политику, обеспечивали некоммунистические страны регионами с высокими технологиями, что привело к тому, что те страны, в которых США были заинтересованы более всего (в силу исторических и геополитических обязательств): Тайвань, Ю.Корея, Гонконг, Сингапур стали первыми эшелонами индустриальных стран в ЮВА.

В 1967 г. была создана Ассоциация стран ЮВА (АСЕАН), что позволило провести достаточно серьезную модернизацию экономики. При этом уровень военно-политической напряженности постоянно снижался, и на первый план выходят проблемы экономического развития, и тихоокеанский регионализм начинает принимать отчетливые экономико-политические формы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: