Расизм в Голливуде

Помимо обучения своих детей правильному отношению к расизму, Брюс Ли сам должен был бороться с этой проблемой — речь идет о роли Като в телевизионном сериале «Зеленый Шершень», которую ему предложили. Он ясно дал понять, что не заинтересован играть подчиненную роль, которая служит только дальнейшему закреплению стереотипа китайского персонажа, воплощенного в герое Хоп-синге в телевизионном сериале «Бонанза».

Ли дал понять, что ему придется предать некоторые из своих основных принципов, если он согласится играть роль Като:

Поначалу все это выглядело в точности так, как будто нанимали мальчиков на побегушках. Я сказал Уильяму Доузье [продюсеру фильма]: «Знаешь что, если ты собираешься подписать контракт, где все с косичками, и я тоже, и должен скакать под джаз, то ничего не получится». Раньше существовал своего рода стереотип такой труппы. Как с индейцами. Настоящего индейца никогда не увидишь по телевизору.

Много лет спустя проблема расизма стоила Ли главной роли в телевизионном сериале «Кунг-фу» — в фильме, в создании которого он принимал участие. Он узнал об этом накануне своего знаменитого «Потерянного интервью». По какой причине? Не то чтобы он не подходил для этой роли, нет. Просто он выглядел «слишком по-китайски», чтобы американская аудитория приняла его. Как обычно, Ли воспринял эту новость без зубовного скрежета и без взрыва негодования. Он знал, что подобная реакция ничего не изменит и что сам инцидент свидетельствует о социальной проблеме, которая намного крупнее американской телевизионной индустрии. Как всегда, он отнесся к этой потере с философской точки зрения:

Я уже решил, что нужно показать в Соединенных Штатах что-нибудь восточное — я имею в виду по-настоящему восточное. То есть все, что было раньше, — это одно и то же: косички и прыжки с воплями «Быстрей, шевелись!», раскосые глаза и прочее. А это все очень и очень устарело. Но вопрос стоял о том, как американская аудитория воспримет восточного человека в главной роли в телевизионном сериале, и, вероятнее всего, именно поэтому мое участие в сериале не состоялось. К сожалению, такие вещи [как расизм] действительно существуют в мире, вы понимаете? Как и в некоторых местах здесь, в этой стране, верно? Они думают, что, с точки зрения деловой мудрости, это риск — и я не порицаю их. Я имею в виду, что в Гонконге это в некотором смысле то же самое: если бы иностранец приехал в Гонконг, чтобы играть в фильме главную роль, а я был бы человеком, который этот фильм финансирует, я бы, наверно, тоже беспокоился о том, какова будет реакция публики.

Но, верный своей философии, Ли оставил надежду тем, кто стал жертвой расовой несправедливости. Он считал, что отдельная личность представляет все человечество и что счастье, знание и смысл, к которым мы стремимся и которых мы ищем в многочисленных разнообразных источниках вне нас, в конечном итоге живут внутри нас. И единственный способ преодолеть несправедливость — быть правдивым и честным с самим собой — со своей душой: «Он [расизм] не играет роли. Все будет в порядке, потому что, если вы честно выражаете самого себя, то, как люди воспринимают вас, не имеет значения, понимаете? Потому что вы добьетесь успеха. Вы сделаете это!»

За день до того, как Брюс Ли записал знаменитое «Потерянное интервью» с канадским журналистом Пьером Бертоном, он получил сообщение, что не будет играть главную роль в будущем телевизионном сериале «Кунг-фу». Ли утверждал, что такие вещи, как расизм, не могут удерживать человека, если он честен перед своим внутренним «я»

Когда во время той же дискуссии один из интервьюирующих спросил его, считает ли он себя китайцем или североамериканцем, Ли дал краткий и философски окончательный ответ: «Ни тем, ни другим. Я считаю себя человеком».


Глава 9
Вызов

«Вы способны постоять за себя в настоящей драке?» — спросил британский журналист в Гонконге Тед Томас. Человек, которому был адресован вопрос — Брюс Ли, мастер боевых искусств номер один в двадцатом веке. Ли слегка ухмыльнулся, приставил в задумчивости указательный палец левой руки к губам, а затем ответил: «Для начала отвечу шуткой, если вы не возражаете. Все время появляются люди, которые спрашивают: «Брюс, ты и вправду такой хороший?» Я говорю: «Ну, если я скажу, что я хороший, вы, вероятно, скажете, что я хвастаюсь. Но если я скажу, что я не такой хороший, вы будете знать, что я лгу».

Посмеявшись вместе с Томасом над шуткой, Ли сменил свой легкомысленный тон: «О’кей, вернемся к вашему вопросу. Чтобы правдиво ответить на него, скажу следующее: у меня нет страха перед противником, стоящим передо мной. Я очень самодостаточен. Придется ли мне драться, что-то делать, я твердо решил: бэби, ты лучше сделай так, чтобы меня убили, прежде чем я доберусь до тебя».

Смысл быть таким, как Брюс Ли, который был способен справиться с любым конфликтом с помощью кулаков и ног и уверен, что может постоять за себя против кого угодно в этом мире, заключался в том, что он никогда не чувствовал необходимости показывать себя перед кем-либо, кроме как перед самим собой.

Вспоминаю одну историю, которую рассказал мне адвокат Ли, Эдриан Маршалл. Как-то вдвоем они отправились на ланч с кинопродюсером Рэймондом Чоу в дорогой ресторан в Вествуде. «Во время ланча нас обслуживал официант — полное ничтожество, он из кожи вон лез, чтобы нагрубить Брюсу, — рассказывал Маршалл. — Разговаривал с Брюсом так, будто делал ему одолжение, а Брюс, к моему большому удивлению, только улыбался этому человеку и полностью игнорировал его хамство. Под конец я спросил, почему он не поставит на место этого ублюдка. Брюс ответил: «Я пришел сюда в отличном настроении, так почему же я должен позволить кому-то его испортить?»

На меня этот простой случай произвел достаточно сильное впечатление. Брюса вообще было бесполезно донимать идиотским кривляньем, особенно если это был кто-нибудь, кого он мог уничтожить в одну секунду. Его чувство уверенности в собственных силах было настолько велико, что такое наглое поведение не могло даже слегка его задеть».

Когда Брюс Ли был в хорошем настроении. он никому не позволял лишить его удовольствия в нем пребывать

К сожалению, немногие разделяют позицию отстраненного спокойствия Ли, когда речь заходит о подобных ситуациях. Многие считают, что они должны ставить на место других при малейшем намеке на оскорбление или угрозу, чтобы эти другие знали, что с ними шутки плохи. Ли посчитал бы это колоссальной потерей энергии. Подобная реакция могла также послужить знаком умственной слабости, поскольку вы, в действительности, позволяете кому-то воздействовать на вас или желать контроля над вашей волей. В конце концов именно вы решаете: вступить в драку или воздержаться от нее, спорить, мучиться чем-то или нет. Никто на свете не обладает от природы данной властью заставить вас сделать что-либо, что вам не хочется.

В основе всего этого, однако, лежит вопрос: а действительно ли вы убеждены в собственных силах? Если да, то взгляните на необходимость защищаться от подобного хамства с уверенностью столь же хладнокровной и спокойной, с какой смотрел на это Брюс Ли.

Конечной целью всех человеческих созданий, по мнению Брюса Ли, является самосовершенствование и с ним — самопознание. Имея это в виду, вопрос, который человек должен задать самому себе, звучит следующим образом: «Что должен я сделать сегодня, чтобы лучше понимать самого себя и в результате стать совершеннее?»

Во время интервью, которое он дал в 1971 г. в Гонконге, его попросили сформулировать свое отношение к людям, которые пытались «показать самих себя», постоянно бросая ему вызов. К его ответу, полагаю, стоит прислушаться всем тем, кого слишком легко задевают замечания других людей.

У всех этих людей, которые бросают нам вызов, должно быть что-то не в порядке с душой. Потому что если бы в них все было в порядке, им бы не нужно было вызывать на конфликт других людей. Более того, большинство людей, которые бросают мне вызов, делают это потому, что не чувствуют себя уверенно и хотят использовать сражение со мной в качестве средства достижения какой-то неизвестной цели. Сегодня все. можно решить с помощью закона. Даже если вы захотите отомстить собственному отцу, вам не нужно вызывать его на драку. Когда я только начал изучать боевые искусства, я тоже часто пытался вызывать своих учителей. Но я узнал, что вызов означает одно, а то, как вы предпочтете ответить на него, будет означать нечто совершенно другое.

Какова ваша реакция на вызов? Насколько он задевает вас? Если вы уверены в себе, вы очень, очень легко отреагируете, потому что спросите самих себя: «Неужели я действительно боюсь этого человека? Сомневаюсь ли я, что этот человек собирается меня обидеть?» И если вы не сомневаетесь, если у вас нет никакого страха, тогда вы, безусловно, очень легко отнесетесь к этому.

Ли тогда привел метафору, которая ярко охарактеризовала его личный способ смотреть на темные периоды в жизни. Это способ, который всем нам стоит запомнить и применять, когда жизненный путь покажется слишком крутым для подъема: «Это всего лишь вопрос взгляда на жизненные невзгоды как на дождь: сегодня он сильный, а завтра, бэби, солнце снова появится на небе».

Иными словами, многое из того, что тревожит нас, по существу, временно и, как ливень, делает окружающий мир на некоторое время тусклым и унылым. Но, по аналогии с природой сильного дождя, большие неприятности не могут длиться бесконечно, и по мере их ухода на небе появляется благословенное солнце, которое восстанавливает естественное равновесие жизни. И гармония, и превратности судьбы требуются для духовного роста, так же как и дождь, и солнечный свет необходимы для биологического роста. Проблемы и их разрешение — это дополнение одного другим, как солнце дополняет дождь, чтобы цикл роста был завершен. Проблемы и их решение, инь — ян — они всегда взаимно зависят друг от друга, это путь всех вещей.


Глава 10
Избавление от стресса

Придерживаясь принципов инь — ян, Брюс Ли считал, что разум и тело — это две половинки одного целого. Иными словами, душевное благополучие должно быть уравновешено его дополнением — физическим благополучием. По этой причине личная философия Ли развивалась в целях максимального развития обоих компонентов одного целого. Неотъемлемой частью совершенствования этих двух составных частей является избавление как от физического, так и от душевного стрессов, которые Ли считал препятствиями, мешающими естественному вселенскому ходу жизни. Освобождение от этих препятствий через физическую активность, по мнению Ли, приводит к более радостному, свободному от стрессов существованию.

Один из первых исследователей стресса, ныне покойный д-р Ганс Сили, вел записи, регистрирующие тот факт, что душевный стресс может привести к множеству физических неполадок в организме, от сердечных приступов до алкоголизма и развития тучности.

И наоборот, Сили полагал, что избавление от стрессов может значительно ускорить решение этих проблем. Люди связывают стрессы с работой и шумом, однако стресс может также возникнуть при интенсивных упражнениях, угрозе физической безопасности, нанесении раны, например порезе пальца, или при виде старого друга. Сили обнаружил, что организм реагирует одинаково на удовольствие и успех, неудачу и печаль. Другими словами, то, что мы называем положительными или отрицательными переживаниями, может спровоцировать и провоцирует стресс, и фактически все мы находимся в той или иной степени в состоянии стресса, даже когда спим. То есть стресс, если правильно определить его, это просто утомление организма в результате жизненных переживаний, а его последствия зависят от того, насколько успешно мы потратим энергию, которую эти переживания аккумулируют в нашем организме.

Ли был твердо убежден в необходимости всех форм поддержания физического здоровья, в том числе и йоги. На фотографии он сидит в позе лотоса на одном из доков на озере Вашингтон в спокойный день после полудня

Разумеется, регулярное освобождение от накопившихся эмоций благоприятно, и понятно, что упражнения — одно из лучших средств для достижения этой цели. Мы живем в эпоху механики, нажимания кнопок, когда все делается за нас. Мы поднимаемся на эскалаторах и лифтах, ездим в автомобилях, автобусах, такси. Мы часами сидим перед телевизором с пультом управления в руке. «Жизнь — это движение» — однажды сказал знаменитый европейский силач и писатель Юджин Сандоу, и если мы не будем использовать наши мускулы, мы деградируем и состаримся раньше времени. Недостаток физических упражнений действительно ухудшает кровообращение и лишает клетки организма кислорода, необходимого, чтобы нормально функционировать. Многие из тех, кто страдает хронической усталостью, указывали, что они на самом деле чувствовали себя слишком усталыми, чтобы делать упражнения, однако, освобождаясь от напряжения через физическую активность, они неизменно обнаруживали, что уровень энергии у них возрос вместе с ростом жизненной силы и что они в дальнейшем чувствовали себя намного более энергичными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: