Билет № 1
Педагогика как наука и ее объект.
Слово «педагогика» – греческое, образовано от двух слов: «пайдос» – «дитя», «аго» – «вести» (детовождение,детоводитель). Так, в Древней Греции к ребенку, который посещал учебное заведение, был приставлен раб, сопровождавший его и следившей за дисциплиной. Позже педагогами стали вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Постепенно педагогика стала восприниматься как искусство вести ребенка по жизни, т. е. обучать, направлять духовное и физическое развитие.
Как любая самостоятельная наука, педагогика имеет свой объект и предмет. В качестве своего объекта педагогика имеет не отдельного человека, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием.
А. С. Макаренко в 1922 г. высказал мысль об особенностях объекта педагогической науки. Он писал, что «многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является педагогический факт (явление)».
|
|
Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Понятие «образование» (аналогичное немецкому «bildung») происходит от слова «образ». Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность и пр.). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому образование есть прежде всего социальное явление.
Образование как социальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными знаниями, ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.
Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
|
|
Педагогика это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта от старшего поколения к младшему.( Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.)
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни.
Обучение - процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду.
На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности обучаемых (учащихся, студентов), а также стратегий и способов их взаимодействий.
В настоящее время педагогическая наука получила возможность как для продуктивного своего дальнейшего развития, так и для конструктивного сотрудничества с заинтересованными областями человековедения. Такая задача может быть решена при опоре, прежде всего, на широкие возможности, опыт отечественной и зарубежной психологии, достижения других сфер наукознания.
Задачи педагогики:
1.Изучение закономерностей (в области воспитания, образования, обучения и управления образовательными и воспитательными системами)
2.Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности. (выявить то что соответствует индивидуальности учителя – новатора и может стать всеобщим достоянием)
3.Прогнозирование образования (на ближайшее и отдаленное будущее)
Внедрение результатов исследования в практику.