Проектирование представляет собой функциональный компонент педагогической деятельности, отражающий предвидение учителем будущего образовательного процесса.
Основными элементами проектирования, как вида деятельности, являются: построение технологического процесса – моделирование учебно-познавательной деятельности учащихся по освоению содержания образования; планирование способов управления этим процессом. Реализуется проектирование при подготовке учебного процесса в целом и каждого занятия в отдельности. Проектировочная деятельность одна из составляющих ежедневной работы учителя.
Проектирование образовательного процесса – «это вид профессиональной деятельности учителя, в котором определяется будущий процесс и результат целенаправленного развития (преобразования) учащихся с учётом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений, в течение определённого промежутка времени».
Продуктом проектирования является проект будущего образовательного процесса.
|
|
В пятикомпонентной структуре педагогической деятельности Н.В.Кузьминой проектировочный компонент является одним из основных в профессиональной деятельности учителя. Проектировочный компонент, включает в себя умение учителя соотносить изучение материала с актуальными потребностями учащихся, умение спроектировать перспективный план изучения материала, умение планировать собственную педагогическую деятельность, умения педагога, связанные с моделированием деятельности учащихся на уроке.
Потребность в педагогическом проектировании образовательного процесса актуализируется тогда, когда необходим переход от существующей модели педагогического процесса к желаемой.
Использование структуры педагогической проектировочной деятельности значительно повышает эффективность учебного процесса, так как позволяет построить его более рационально, с учетом всех закономерностей и факторов, влияющих на этот процесс.
Наиболее полной и проработанной, на наш взгляд, является структура педагогической проектировочной деятельности Г.Е.Муравьёвой.
Построение своей педагогической деятельности на «фундаменте» педагогического проектирования даёт обширную возможность для педагогического творчества и новаторства. Использование педагогического проектирования в повседневной практике, как эффективного метода осуществления педагогической деятельности, является показателем высокого педагогического мастерства учителя.