Практические занятия

Практическое занятие № 1: Итальянская литература ХХ – XXI веков.

  1. Общая характеристика итальянской литературы рубежа XX – XXI веков.
  2. Театр Дарио Фо: своеобразие драматургического конфликта и проблематика.
  3. Поэтика романов А. Барикко (анализ одного из романов по выбору) *:

· жанровое своеобразие;

· роль бинарной метафоры «голос – взгляд» (или «слово – образ»);

· сюжетно-композиционное строение;

· образная система и роль автора в художественном тексте романов;

· языковое и стилистическое своеобразие.

* Для ответа на третий вопрос можно выбрать любое произведение автора: «Шёлк», «Море – океан», «1900», «Гомер. Илиада».

Доклады: «А. Табукки – новеллист (на примере рассказов из сб. «Маленькие незначительные недоразумения» [ИЛ, 1991, № 5])», «Тема войны в романе А. Барикко “Гомер. Илиада”», «Своеобразие переводов прозы А. Барикко».

Литература:

  1. Барикко, А. Другая красота. Заметки о войне // А. Барикко. Гомер. Илиада. – М.: Иностранка, 2007. – 164 – 172.
  2. Барикко, А. От автора Благодарность // А. Барикко. Такая история. – М.: Иностранка, 2007. – 321 – 328.
  3. Киреева, Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе: учебный комплекс для студентов-филологов. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 216 с.
  4. Скорнякова, М. Театр нобелевского лауреата // Современная драматургия. 1998. - № 2 (апрель – июнь). – С. 130 – 134.

Практическое занятие № 2: Творческое наследие Питера Акройда.

  1. От критика до мастера современной прозы: биография писателя.
  2. Мастерство Акройда – биографа (на материале одного таких произведений, как «Завещание Оскара Уайльда», «Повесть о Платоне», «Лондон»).
  3. Своеобразие поэтики романного жанра в творчестве писателя *:

· пространственно-временная характеристика;

· игра как главное условие сюжетно-композиционного строения;

· основные мотивы и символы;

· жанровое своеобразие;

· языковые и стилистические эксперименты писателя.

* Для ответа на третий вопрос опираться на одно из прочитанных произведений («Дом доктора Ди», «Процесс Элизабет Кри»).

Доклады: «Лондон в творчестве П. Акройда», «Тема библиотеки как модели Вселенной. Генезис этой темы у П. Акройда», «Интертекстуальность в романах П. Акройда».

Литература:

Учебники и учебные пособия:

  1. Роман Питера Акройда «Процесс Элизабет Кри» // Зарубежная литература. ХХ век: практикум / Н.П. Михальская, В.А. Пронин и др.; под общ. ред. Н.П. Михальской. – М.: Дрофа, 2007. – 270, [2] с. – С. 257 – 267.

Дополнительная литература:

  1. Зверев, А. Питер Акройд // Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература: ч. 2. XIX-XX вв. / гл. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – С. 354.
  2. Зверев, А. Вступительная статья // ИЛ. 1993. - № 11.
  3. Тюркин, Б.В. Типологические черты героев-«чудовищ» в стилизациях ХХ века (на примере произведений П.У. Энквиста, П. Зюскинда и П. Акройда) // Текст: теория и методика в контексте вузовского образования: сборник научных трудов и материалов II Международной конференции. – Тольятти: ТГУ, 2006. – 404 с. – С. 196 – 198.

Практическое занятие № 3: Проза Тони Моррисон – одна из вершин литературы США рубежа ХХ – XXI веков.

  1. Биография писательницы.
  2. Тони Моррисон как представитель афро-американской литературы США: традиции и новаторство художественного метода.
  3. Поэтика романов Т. Моррисон (анализ одного из романов по выбору)*:
    • жанровое своеобразие;
    • мифология и символика;
    • сюжетно-композиционное строение;
    • образная система и роль автора в художественном тексте романов;
    • языковое и стилистическое своеобразие.

* Для ответа на третий вопрос можно выбрать один из романов автора: «Возлюбленная» (ИЛ, 1994, № 12), «Джаз», «Любовь» (ИЛ, 2005, №9).

Доклады: «Библейские аллюзии и реминисценции в романах Т. Моррисон», «Отражение африканской мифологии в сюжетном строении прозы Т. Моррисон».

Литература:

Учебники и учебные пособия:

  1. Ващенко, А.В. Т. Моррисон // История зарубежной литературы ХХ века: учебник / под ред. Л.Г. Михайловой и Я.Н. Засурского. – М.: ТК Велби, 2003. – С. 363 – 371.

Дополнительная литература:

  1. Мулярчик, А. Романистка Т. Моррисон // Т. Моррисон. Джаз: роман. – М.: Панорама, 2000. – 464 с. – (Серия «Библиотека лауреатов Нобелевской премии»). – С. 452 – 460.
  2. Т. Моррисон // Сто писателей ХХ века / пер. с нем. А. Верникова. – Челябинск: «Урал LTD», 1999. – С. 130 – 131.

Практическое занятие № 4: Особенности прозы писателей африканского континента. Дж. М. Кутзее.

  1. Африка – особое литературное поле мирового культурного пространства: ведущие писатели и своеобразие их художественной манеры.
  2. Творческий путь одного из писателей ЮАР Д.М. Кутзее.
  3. Место образов главных героев и автора бессмертного романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» в эстетических взглядах писателя. Нобелевская речь Д.М. Кутзее.
  4. Поэтика романов Д.М. Кутзее (анализ одного из романов по выбору)*:
    • Жанровое своеобразие;
    • Особенности хронотопа;
    • Сюжетно-композиционное строение;
    • Образная система и нарратология в художественном тексте романов;
    • Символика, аллюзии и реминисценции;
    • Языковое и стилистическое своеобразие.

* Для ответа на третий вопрос можно выбрать следующие произведения автора: «Бесчестье», «Молодость» (ИЛ, 2005, № 10 – С. 3-29; № 12 – С. 115-190), «Медленный человек».

Доклады: «Русская тема в романе “Осень в Петербурге” Д.М. Кутзее», «Новое прочтение известных литературных образов Робинзона Крузо и Пятницы в романе Д.М. Кутзее “Мистер Фо”».

Литература:

Учебники и учебные пособия:

  1. Африка // История зарубежной литературы ХХ века: учебник / под ред. Л.Г. Михайловой и Я.Н. Засурского. – М.: ТК Велби, 2003. – С. 279 – 481.

Дополнительная литература:

  1. Кутзее, Дж. М. Он и его слуга: Нобелевская лекция / пер. с ан. С. Ильина // ИЛ, 2004, № 5. – С. 242 – 247.
  2. Волгин. И. Трагедия ошибок (Достоевский и его двойник) // ИЛ, 1999, № 1. – С. 236 – 239 (здесь же текст романа «Осень в Петербурге»).
  3. Давидсон, А. Что это? Предостережение миру? (о романе Кутзее «Бесчестье») // ИЛ, 2001, № 12. – С. 229 – 237 (сам роман в ИЛ, 2001, № 1).
  4. Никифоров, В.Н. Джон Кутзее // Зарубежные писатели: биобиблиографический словарь: в 2 ч.: ч. 1: А – Л / под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение, 1997. – С. 408 – 409.
  5. Тюркин, Б.В. Эволюция архетипа Пятницы в мировой литературе ХХ столетия (на примере романов М. Турнье и Д.М. Кутзее) // Мировая словесность для детей и о детях: сборник науч. ст.: вып. 10: ч. 1. – М.: Изд-во МПГУ, 2005. – С. 131 – 135.

Практическое занятие № 5: Своеобразие прозы Орхана Памука.

  1. Проза О. Памука как феномен турецкой литературы рубежа XX – XXI веков. Биография писателя.
  2. Жанровое своеобразие романа О. Памука «Меня зовут Красный».
  3. Проблематика романа в сопоставлении мироощущения Востока и Запада. Исторический колорит книги.
  4. Образная система книги. Особенности раскрытия женских образов книги.
  5. Символика романа, смысл названия и их роль в отражении главной идеи книги.

Доклады: «Жанр политического романа в творчестве О. Памука («Снег»)», «Роман “Чёрная книга” и влияние западной литературной традиции на творчество О. Памука».

Литература:

  1. Памук, О. Стамбул: Город воспоминаний: Биография / пер. с турецкого М. Шарова и Т. Меликова. – М.: Изд-во Ольги Морозовой, 2006. – 504 с.: ил.
  2. Шульпяков, Г. «В моём Стамбуле всегда идёт снег»: интервью с О. Памуком // ИЛ, 2004, № 3. – С. 100 – 107.
  3. Ярыгина Н.С. Художественный мир романа О. Памука «Меня зовут Красный» // Текст: теория и методика в контексте вузовского образования: сборник научных трудов и материалов II Международной конференции. – Тольятти: ТГУ, 2006. – 404 с. – С. 221 – 230.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: